Понятие, сущность религии
Страница 6

Материалы » Религии мира » Понятие, сущность религии

Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в то же время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя. В конечном счете, магия замыкает на себя весь миропорядок: если не совершать ритуалы, то может не взойти солнце, не придет весна, не вырастет хлеб и т. д. Всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом.

Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев Центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.

С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их преставления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств—жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носить уже нетребовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу .

Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне.

Надо подчеркнуть, что в магизме присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества, а именно: поставить себя в центр мироздания и заставить служить себе его силы. Магизм убежден, что высшие силы можно подчинить, нужно лишь найти ключ, слово, действо.

Шаманство – древнейшая форма религии. В наскальной живописи палеолита есть изображения, которые интерпретируются современными исследователями как действия шаманов. Стадию шаманства, видимо, переживали религии всех народов, ибо те или иные признаки шаманства различимы и в поздних культах.

Как и иные служители культов, шаман – это посредник между миром людей и сверхъестественным миром, который в шаманизме трактуется как мир духов. Но если на священника можно выучиться, то шаманом нужно родиться. При этом производство в шаманы не зависит от воли человека: шаманов выбирают духи. Порой человек даже противиться этому выбору, ибо быть шаманом – трудно. Очень не прост сам процесс превращения человека в шамана. Тот, на кого пал выбор духов, переносится в «иной мир», и там он подвергается «пересотворению». По рассказам шаманов, это мучительная операция: духи варят шамана в котле, отделяют мясо от костей, затем пересчитывают кости. Необходимо, чтобы обнаружилась лишняя кость; если лишней кости не обнаруживается, о шаманстве нечего и думать, но это не освобождение – кандидат в шаманы без лишней кости должен умереть (наверно, потому, что ему уже открылось такое, чего обычный человек не должен видеть и знать).

Вся эта операция, понятное дело, происходит в невидимом мире, физическое тело шамана остается на месте, более того, он может вести обычную жизнь, заниматься будничными хозяйственными делами, хотя следы той, невидимой, работы над его телом, могут появляться и на его физическом теле: синяки, ссадины. Некоторые органы, особенно сердце, требуют для переделки немалого времени, и человек какое-то время ходит как бы без сердца, а потом вдруг ощущает, что «сердце вернулось» к нему, и теперь он стал шаманом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Второканонические книги Ветхого Завета
Септуагинта (греческий перевод Библии) содержит на 11 книг больше, чем еврейская Библия. Среди них книги Товит, Иудифь, 1-я и 2-я Маккавейские книги, Премудрости Соломона, Сирах, Варух, Послание Иеремии. Кроме этого, некоторые отрывки в канонических книгах Септуагинт ...

Шаманство
До проникновения в Сибирь христианства, ислама, буддизма (XVI — XVIII вв.) там сохранялись самобытные формы верований, и притом сравнительно долго, Эти верования обычно называют суммарно шаманством (шаманизмом). Действительно, шаманство составляло преобладающую форму ...