Понятие, сущность религии
Страница 7

Материалы » Религии мира » Понятие, сущность религии

Каковы функции шамана? Одна из самых распространенных – лечебная. Поскольку болезни насылают духи, и сами болезни, порой, являются духами, то, конечно, разбираться с ними надлежит именно шаману. Но функции шамана шире врачевательных: шаман обязан поддерживать всю хозяйственную жизнь племени: он отвечает за изобилие дичи, за плодородие, за погоду. Шаман должен уметь отыскать пропавших оленей, уметь «отвести» возможные угрозы недружественных и завистливых соседей. Кроме хозяйственных функций, были и иные: шаман должен был проводить душу умершего сородича в загробный мир, ибо иначе душа могла затеряться и скитаться без пристанища.

Если дела у племени пошли плохо – значит, шаман ослабел и не может надлежащим образом выполнить свои обязанности, пора его менять, что в прошлом выражалось в физическом устранении «слабого» шамана.

Шаман умеет общаться с миром природы, он знает языки природы. Для этого ему не нужны обычные органы чувств, они даже мешают ему.

Интересный рассказ о действиях современного шамана приводит русский этнограф А. А. Попов.

В январе 1931 г. во время сильной пурги не вернулся в стойбище человек ‑ нганасан Люрюлюе. Происходило это на полуострове Таймыр, примерно в 300 км к северо-востоку от Норильска. Через две недели его родные обратились за помощью к шаману Люхадие. Он согласился отыскать пропавшего, сказав при этом: «Я видел во сне, как будто Люрюлюе ешё жив».

Шаман надел парку на голое тело, заставил завязать себе глаза и три дня ходил по тундре, а за ним в нартах неотступно следовали два местных жителя.

Позже шаман рассказывал: «Прошлогодние травы и кусты около моего чума ничего не знали и не могли мне ничего сказать про заблудившегося. Наконец я спросил у хозяина речки, и он на третий день указал мне, и я наткнулся на совершенно обледеневшего человека. Он был ешё жив, мои спутники как можно скорее увезли его в чум.

Хотя на мне была надета одна только шаманская парка на голое тело, я, однако, не поморозился, только сильно продрог, да и то почувствовал это, приехав к себе в чум».

Шаман так рассказывал учёному о своих способностях: «Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные духами глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу своими настоящими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими». Духи также «просверлили» ему уши и дали способность понимать «разговоры» растений.

«И я сам удивляюсь, когда какая-нибудь маленькая кочка на болоте, на верхушке которой растут травы, предупреждает меня, чтобы я не сбился с пути, или указывает заблудившегося человека, которого я разыскиваю»

Шаманство при несомненном сходстве его у разных народов имеет и немало специфических черт, поэтому его нельзя считать какой-то единой религией. Так, например, шаманство сибирских народов, при всех отличиях, близко друг к другу, но резко отличается от шаманства народов Средней Азии.

В шаманстве присутствуют истоки многих позднейших религиозных явлений. Так, первыми пороками, конечно, были шаманы. Иудейские пророки ветхозаветных времен сохраняют отдельные черты шаманов. В жизнеописании исламского пророка Мухаммеда можно увидеть следы шаманского пересотворения. По легендам, ангелы разрезали Мухаммеда, очистили его тело, и только после этого он получил пророческий дар. Даже в стихотворении Пушкина «Пророк» описано не что иное, как пересотворение (речь идет о том, что шестикрылый серафим делает с героем стихотворения):

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

В грудь отверстую водвинул.

Шаманство, несомненно, было одним из источников мистицизма (религиозная практика, при которой человек сливается с божеством и получает возможность прямого знания всего). Шаман в ходе камлания соединяется с духами, и все, что он творит, связано с миром духов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Авиценна: «доказательство первой причины»
Вслед за Фараби мусульманский философ Авиценна выдвинул похожее космологическое доказательство, которое позднее развивали во многих формах схоласты. Это доказательство начинается с «возможных существ» Фараби, которые должны иметь причину для своего существования. Цепо ...

«Апостольские мужи»
От греч. Αποστολικοί Πατέρες — апостольские отцы. Время первохристианства II—III вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывши ...