Понятие, сущность религии
Страница 8

Материалы » Религии мира » Понятие, сущность религии

На карте мироздания, которую в начале ХХ века нарисовал шаман орочей (народность Уссурийского края) Савелий были представлены земная, небесная и подземная сферы мира, здесь же – Солнце и Луна, туда при необходимости путешествует шаман. Вера в способность шаманов летать на Луну была известна и другим народам. Например, когда старики ханты узнали, что американские астронавты высадились на Луне, это их нисколько не удивило, поскольку, как они полагают, их шаманы совершали такие путешествия с древних времен.

Мироздание по представлению шаманов многослойно. Алтайцы, например, в верхнем мире насчитывают до 17 уровней, где обитают разные божества. Также обстоит дело и подземным миром.

Важным элементом мироздания является «Мировое Древо», которое соединяет верхние и нижние сферы. Якуты рассказывают о «Древе Судьбы», вершина которого доходит до девятого неба. От корня до самой верхушки это дерево покрыто наростами, но ветвей на нем не видно. В этих наростах дерева зарождаются шаманы, шаманки и все те, кто знаком с таким колдовством и волшебством. Сильные родятся у основания ствола, шаманы полной силы зарождаются у корня дерева, в наросте величиной с большой курган… Самые большие шаманы воспитываются и укачиваются в особой зыбке в нижней стране у злых духов. Там внизу есть кузнец, Кыдай-Бахсы, у которого предварительно свариваются и закаляются как кузнецы, так и шаманы. Великие и страшные шаманы множатся из этого источника.

Священника узнают по ризе, по одеянию. Свой костюм обязателен и для шамана, ритуальный костюм и бубен. На костюме шамана присутствуют изображения духов-помощников, изображение светил, солнца и луны, оружия. На костюм нашиваются кости, иногда из металла: враги могут поразить эти кости, а сам шаман не пострадает. Шаманский костюм создается много лет и создается не по прихоти человека, а по указаниям духов. Духи могут изменять вид костюма, что-то добавить.

Очень важным атрибутом шамана является бубен. Бубен – главное средство передвижения шамана, бубен переносит его в мир духов. Кстати, для каждого из миров был свой бубен, отличающийся по цвету и орнаменту: для путешествий в верхний мир нужен был красный бубен, в нижний – черный. Также менялся и костюм. В нижний мир надо было идти в облике медведя и считалось, что шаман, отправившийся в нижний мир, на время обряда становится медведем.

Сама жизнь шамана измерялась количеством бубнов. Дух-покровитель шамана решал, сколько бубнов положено шаману, он мог, например, дать ему семь бубнов, каждый – на три года. Когда заканчивался срок последнего бубна, шаман должен был умереть, и случаи таких смертей зафиксированы этнографами. Но духов можно было и обмануть: шаман тайком изготавливал новый бубен, который «не показывал» духам и продолжал пользоваться им при камлании. Так он продлевал себе жизнь.

Среднеазиатские шаманы вместо бубна приводили себя в экстаз игрой на кобызе (смычковый инструмент).

Костюм и бубен нужны были для свершения обряда, который называется камлание. Камлание – это путешествие шамана в мир духов. В ходе камлания шаман впадает в транс, или, выражаясь современным языком, достигает измененного состояния сознания. Шаман бешено кружиться на месте, совершает дикие прыжки, иногда невероятно высоко, может голыми руками брать раскаленное железо, но может и недвижно лежать на земле. Шаман рассказывал известному этнографу А. А. Попову, что во время камлания его тело как бы утраивается: у него три пары глаз, три пары ушей и т. д., и он одновременно находится в трех разных местах. Он вступает в спор с духами, не веря в свою тройственность, но, в конце концов, вынужден признать, что это происходит на самом деле.

Шаманы американских индейцев, некоторые сибирские шаманы используют для введения себя в транс некоторые грибы, в том числе и мухоморы, но это далеко не повсеместно.

Камлание всегда происходит в присутствии зрителей-соплеменников, шаман так или иначе всегда «рассказывает», где он в данный момент находится, и участники ритуала «знают», с каким духом шаман общается в данный момент. Шаман рассказывает о препятствиях, о том, как он замышляет их преодолевать и т. п. Разумеется, камлания имели разное назначение – лечебное, хозяйственное, охотничье и т.д. Разными могли быть и места камлания – под открытым небом, в юрте или чуме, в специальном помещении.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Анализ формирования ценностей в зависимости от профессий
Понятно, что хорошо коррелируют с ростом дохода цели профессионального совершенствования и достижения успеха. Желание лучше работать и получать, признание окружающих собственно и является тем стимулом, который приводит человека к продвижению по социальной лестнице и с ...

Религиозный фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира
Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенд ...