Иудаизм
Страница 2

Двойственность Израиля, родившего Мессию и отвергшего Мессию, не случайна. Это печать его избранничества и «осевого» положения в истории. Народ Христа есть особый народ, и не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился представителем всего человечества в его встрече с Богом.

Религиозные представления иудеев изложены в Торе. Слово это многозначное. На иврите оно означает «учение», «теория», «концепция», но если это слово пишется с заглавной буквы – Тора, то речь идет о знании, исходящем от Бога. Письменная Тора называется Танах. Танах в значительной степени соответствует тому, что христиане называют Ветхим Заветом. В самом узком смысле слова Тора – это первые пять книг Библии – Пятикнижие Моисеево. Есть и устная Тора, основанная на предании. Устная Тора делится на Галаху и Агаду. Галаха – это еврейское религиозное законодательство, Агада – это притчи, истории, шутки, толкования, из которых трудно сделать формальный вывод о должном.

Итак, запомним, что слово Тора имеет, по крайней мере, три значения: в узком смысле – это первые пять книг Священного Писания = Танаха, в более широком – это весь Танах (=Ветхий Завет), и, наконец, все учение иудаизма, в его устном и письменном виде – это тоже Тора.

Согласно еврейской традиции, Моисею на горе Синай была открыта вся Тора – и письменная и устная. Но мы не знаем, сам ли Моисей записал Тору, или он диктовал, записал ли он сразу или писал понемногу на протяжении 40 лет странствий по пустыне – богословы высказывают разные предположения. Важно то, что Тора была открыта ему вся и записана при его жизни.

Отношения между Богом и Авраамом названы в Торе[4] словом «берит». На славянский и русский язык это переведено словом Завет. В еврейском слове больше терминологичности: брит можно перевести как «союз», «договор», даже «контракт».

Итак, человек вступает в Союз (=договор, завет) с Тем, Кто сотворил небо и землю. Разумеется, это неравные стороны (ибо, что такое человек перед Богом?), но благодаря договорным отношениям они как бы уравниваются.

Что же хочет Бог от Авраама? И что он обещает союзнику?

Авраам должен полностью изменить свою жизнь, начать её заново (между прочим, Авраам был уже глубоким стариком), он должен был обрубить свои национальные, исторические, культурные корни, он должен забыть дом своего отца и идти в совершенно чужую страну. Бог хочет создать народ из человека, полностью доверившегося Ему и готового отказаться от всей своей предшествующей жизни по одному только Его слову.

Символом этого Союза становится обрезание: особый знак на теле каждого мужчины – потомка Авраама. «И сказал Бог Аврааму: …Сей есть завет мой между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт 17: 9-11). Слово «завет» здесь означает «союз».

Бог говорит Аврааму: «…ходи предо мною и будь непорочен» (Быт 17: 1). Что означает «ходи предо мною»? Тора рассказывает о том, как Адам – первый человек, нарушив повеление Бога, «скрылся… от лица Господа Бога» (Быт 3: 8). История человечества есть история «сокрытия», «скрывания», «прятания» ухода «от лица Господа», в результате чего представления о Нём искажается от поколения к поколению и постепенно совершенно исчезает.

И вот Авраам становится человеком возвратившимся. Он не должен прятаться, он всегда должен быть перед Богом, «ходить перед Ним». Но если ты всегда перед Богом, значит, ты должен быть чист и непорочен постоянно, всегда. Возможно ли это для человека? Вряд ли. Еще менее это возможно для целого народа. Но значит Бог хочет невозможного, и именно для этого Он в лице Авраама создает новый народ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Суфизм
Наряду с официальным исламом суннитского толка, как его представляет османская власть, существует «другой ислам», устанавливающий иные отношения между человеком и божеством, более конкретные и основанные на чувствах, ислам, не такой явный, всегда покрытый некоей тайно ...

Крещение Руси. Вхождение церкви в число госинститутов Руси. Новшества христианизации
В X в., языческая религия находилась на пике своего становления и развития. Как и любая другая языческая религия Славянская не отрицала других богов и не проповедовала своих. Отличительной чертой язычества является «впитывание» им других культур или элементов культур. ...