Библейский период. Тора и ТАНАХСтраница 1
Тора в широком смысле слова обозначает Божественное указание, или вообще совокупность Божьих заповедей, завещанных избранному народу. В другом, более узком, смысле Тора - это первые пять книг Священного Писания, составляющие по своему содержанию и концепции единое целое. Другое название - Пятикнижие, наименование каждой книги у евреев берется по первому слову еврейского текста. В первой книге Берешит (в русском переводе Бытие) рассказывается о сотворении мира и жизни первых людей на земле, всемирном потопе, спасшемся от потопа праведнике Ное и трех его сыновьях, один из которых - Сим стал прародителем родоначальника еврейского народа патриарха Авраама. Этот патриарх вместе со своим семейством и домочадцами по зову Всевышнего отправляется в Землю, Обетованную ему Богом, расположенную между берегами Иордана и Средиземным морем. Его сын Исаак и внук Иаков (получивший второе имя Израиль) также являются патриархами еврейского народа. Двенадцать сыновей Иакова - Израиля: - Рувим, Симон, Леви, Иуда, Иссахар, Зебулон, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иосиф и Вениамин становятся впоследствии родоначальниками колен еврейского народа или народа Израиля. Вторая книга Шемот (Исход) посвящена жизни народа Израиля в Египте, жестокому угнетению, которому он стал подвергаться при фараоне, царствовавшем через много лет после прихода евреев в Египет. Затем повествуется о драматических событиях, связанных с Исходом евреев из Египта под водительством великого пророка Моисея из колена Леви, подвигнутого на этот подвиг Всевышним. Наивысшим событием повествования является дарование Моисею на горе Синай самим Богом знаменитых десяти заповедей, высеченных на каменных плитах (скрижалях). Собственно с этого момента окончательно закрепляется Союз между Богом и избранным народом. Более того, для иудаизма ключевое значение имело веление Бога, определившее дальнейшую судьбу и предназначение еврейского народа: «и вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исход 19:6). В дальнейшем судьба народа Израиля складывалась в зависимости от соответствия его поведения этому Завету. В последующих трех книгах Пятикнижия - Вайикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие) повествуется о полных тяжелыми испытаний странствиях народа по Синайской пустыне на пути в Землю Обетованную. Вместе с тем, гораздо больше места уделено изложению свода гражданского законодательства, устройства переносной скинии (шатра) Завета, где находятся скрижали, порядка службы священников из числа потомков Аарона, брата Моисея, предписаний ритуальной чистоты, жертвоприношений, праздников, нравственно-этических наставлений, социального законодательства и т.д. Последняя пятая книга содержит увещания и наставления Моисея своему жестоковыйному народу на пороге Земли Обетованной. Пророку не суждено было вступить на нее после сорокалетнего странствия евреев по исходу из Египта. Моисей скончался на восточном берегу Иордана напротив города Иерихона и могила его неизвестна. Значение предписаний Торы, называемой также Пятикнижием Моисеевым, для последователей иудаизма выражается словами: «Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между Собою и между сынами Израилевыми на горе Синая, через Моисея» (Левит 26:46) Поэтому иногда иудаизм называется «мозаизмом», религией Моисея. Тора вместе с книгой Пророков (по - еврейски Небиим) и книгой Писаний (по - еврейски Кетувим) составляет одну Священную Книгу у иудеев, называемую также Письменной Торой (в широком смысле этого слова, то есть Законом). Будучи священной и у христиан, она получила у них название Библия от греческого слова, «та библиа» - книги, или Ветхий (Старый) Завет. Евреи называют ее по первым буквам еврейского наименования трех частей - ТАНАХ.
Другое по теме:
Народные земледельческие культы. Умирающие и воскресающие боги
Наряду с официальным культом богов-покровителей государства и культом царей сохранялись и другие, несомненно глубоко древние и чисто народные культы. Прежде всего, земледельческий культ божеств растительности и плодородия. Почиталось женское божество, богиня плодороди ...
Пережитки тотемических представлений
Первые достоверные следы человека на территории Кыргызыстана относятся к палеолиту – древне каменному веку (800-100 т. л. До н. э.) В течение многих тысячелетий человек совершенствовался и сам совершенствовал орудия труда, он научился добывать огонь, пищу, охотится, о ...