Эпоха соферов

Последнее историческое событие, упоминаемое в ТАНАХе, относится к V в. до н.э. Последующий период еврейской истории продолжался до разрушения Иерусалима и Второго храма римлянами в 70 г. н. э. Это время было переломным как для еврейского народа, так и для иудаизма. После окончания вавилонского пленения далеко не все изгнанники вернулись в родные края. В пределах Персидского царства от Африки до Индии, в частности, и за счет прозелитов, складывается иудейская диаспора. После завоеваний Александра Македонского евреи включаются в систему эллинистической цивилизации. В результате народного восстания под водительством Маккавеев, возникает независимое Иудейское царство, просуществовавшее со 140 г. до н. э. до 63 г. до н. э. Затем Иудея попадает в орбиту владычества Римской империи. Однако, иудейские законоучители – соферы, которые сумели сохранить и укрепить основные идеи иудаизма - веру в единого Бога, ценность существования каждого человека как творения Бога, высокую индивидуальную и национальную этику, гуманистическую социальную идею, немыслимую для массового сознания эллинистического рабовладельческого мира. Вместе с тем, поскольку уже тогда большинство евреев проживала в диаспоре, возникло стремление сделать Священное писание доступным читателям на самом распространенном тогда греческом языке.

В сер. III в. до н.э. в Александрии Египетской появляется перевод Библии на греческий язык, называемый иногда «Перевод 70 переводчиков» или «Септуагинта», который состоял из 70 человек, во главе которого находились председатель («наси») и глава верховного суда («ав бет дин»). Как правило, истина рождалась в спорах и дискуссиях между этими лицами.

К началу новой эры законоучитель Гиллель (наси) провозглашал, что любовь к людям и стремление к миру и благодеяниям является лучшим путем к Богу и его заповедям. Напротив Шаммай был сторонником, прежде всего строгого и неукоснительного соблюдения всех тонкостей Закона. Среди самих евреев еще во время существования независимого иудейского царства возникли три движения - саддукеи, фарисеи и ессеи. Саддукеи были партией эллинизированной аристократии. Они отрицали принцип бессмертия души, воздаяния после смерти, требовали буквального соблюдения законов Пятикнижия, отвергая трактовки учения мудрецов, то есть Устного учения, что вело к большому количеству жестоких судебных приговоров. Фарисеи (от евр. «перушим» - отделившиеся) - законоучители и мудрецы, они отстаивали право толкования учения согласно правилам с логики. Они много сделали для гуманизации жизни простого народа и одновременно для сохранения заповедей и традиции. Ессеи (от им. отца царя Давида Иессея) также стремились к соблюдению Закона, но, предсказывая гибель современного им погрязшего в грехах мира, практиковали крайний аскетизм, уход в отдаленные поселения в ожидании близкого, как им представлялось, прихода помазанника Божия - Мессии.

Вообще в начале новой эры среди страдающего под римским господством еврейского населения получили распространение мессианские настроения. Это привело к образовании в первом веке н.э. в иудаизме общины, признававшей проповедника Иисуса, распятого в соответствии с приговором наместника Рима в Палестине Понтия Пилата по обвинению в государственной измене, Мессией (Христом по-гречески), воскресшим после смерти из мертвых. В последующие десятилетия, постепенно распространяясь среди неевреев, это учение вышло за рамки иудаизма и стало мировой религией - христианством, сохранив в качестве Священного Писания еврейский ТАНАХ.


Другое по теме:

Притча о неводе, закинутом в море (Мф. 13:47-50).
Эта притча имеет тот же смысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море - мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. Этот-то невод собрал от всякого рода - варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы ра ...

Свободомыслие
Но в философии же выразилось с наибольшей силой противоположное, атеистическое мировоззрение античной Греции. В этой стране с таким же правом можно видеть родину свободомыслия, с каким мы считаем ее колыбелью науки, литературы, искусства. Уже у Гомера выступает весьм ...