Иудаизм эпохи составления Талмуда

После окончательной утраты государственности и разрушения в 70 г. н. э. римлянами в ходе подавления иудейского восстания Иерусалима и Иерусалимского Храма исчез единый еврейский культовый центр. В связи с этим особое значение приобрела проблема фиксации единых правил и толкований, определяющих повседневную жизнь приверженцев иудаизма, находившихся в рассеянии по всему античному миру. Эту грандиозную задачу выполнили составители Талмуда («Изучение, наука», от корня еврейского глагола «ламад» - учить). Он представляет собой грандиозный по объему кодекс религиозных, этических и правовых норм иудаизма. Его значение настолько велико, что верующие иудеи полагают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, то есть ТАНАХ. Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, посвященный детальному разъяснению того, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Священного Писания, регулирующих все стороны еврейской жизни. Считается, что именно в Талмуде окончательно сформулировано библейское законодательство, к библейским законам и запретам добавлено множество дополнительных запретов, обрядов и регламентаций. Однако фактически в Талмуде собрано все, созданное еврейской традицией с V в. до н. э. до V в. н. э. В его составлении принимали участие около 2000 мудрецов. В Мишне кодифицированы по шести тематическим разделам все толкования Устной традиции: о земледелии, о соблюдении субботы и праздников, о семейном праве, законы гражданские и уголовные, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всем, связанном с ритуальной чистотой. Язык Мишны правильный еврейский с примесью греческих и латинских слов и выражений.

Содержание Талмуда весьма своеобразно. Законодательная часть изложена в форме протоколов рассуждений мудрецов, а не в виде четко сформулированных положений и параграфов. Каждый трактат состоит их неразделимых элементов – Галахи (рассуждение законов) и Агады (нравственные поучения, притчи). После завершения Талмуд становится своего рода народной конституцией, формировавшей духовный облик религиозного еврейства всего мира.


Другое по теме:

Древнейшая стадия. Религия эгейской эпохи
Вопрос об исторических корнях греческой религии, о ее древнейшей стадии и сейчас является труднейшим и наименее ясным из всех вопросов, касающихся религии греков. Элементы этой религии, восходящие к предполагаемой общеиндоевропейской эпохе, оказались на поверку действ ...

Значимые различия в формировании ценностной ориентации
Единственными группами, постоянно показывавшими значимые отличия от других групп; были группы очень пожилых (5 группа) или очень молодых людей (1 группа). В соответствии с тенденцией увеличения или снижения важности цели с возрастом оказалось возможным выделить 4 груп ...