Реформизм. Эпоха нового времени
Страница 1

Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX века. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Мендельсон (1729 - 1786 гг.), стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры.

Ее сущность заключается в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.

С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г. Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, евреи не являются единым народом.

Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение в декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-Майне в 1842 г. Радикальному изменению подвергся ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке, отменено трубление в ритуальный рог (шофар), ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.

Однако наибольшего успеха реформизм добился в США, куда эмигрировали многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом, а религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение «люби ближнего как самого себя». Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно слабее.

Иудаизм придает особое значение связи еврейского народа, потомков библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова со Святой землей, называемой также Эрец Исраэль (Земля Израиля). Эта связь красной нитью проходит через ТАНАХ и другие религиозные тексты иудаизма. Поэтическими синонимами для ее наименования служат «Иерусалим», по имени ее священной столицы «Сион»-горы в центре Иерусалима. Почитание Святой Земли было настолько велико, что считалось предпочтительней жить там, в населенном месте среди не евреев, чем вне ее пределов среди евреев. Верующие полагали за счастье окончить жизнь в Земле Израиля, причем религиозные общины оказывали материальную помощь паломникам и отдельным переселенцам. Однако воссоздание еврейской государственности считалось делом грядущего Мессии - посланца Божия.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Возникновение и этапы развития
Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иуд ...

Традиции, связанные с рождением
Сведения по данному вопросу имеются у М. Семёновой – к сожалению, в других работах их нет, но в то же время эта информация достаточно интересна, чтобы привести её здесь. «Изучение древних сказаний и, более того, наблюдения за жизнью различных племён, обитающих в труд ...