Хозяйственная этика мировых религий

Материалы » Социология религии » Хозяйственная этика мировых религий

Каждая из влиятельных мировых религий, к числу которых принадлежит и христианство, имеет свою специфическую хозяйственную этику — систему предписаний, которые определяют отношение верующего к труду, материальным ценностям, богатству и т. д. Суть таких предписаний, как правило, имеет аскетическое направление. Каждая из мировых религий признает, что по сравнению с Божественным совершенством мир всегда несовершенен, поэтому поведение того, кто стремится к спасению, должно в какой-то мере быть, как говорят, «не от мира сего». Каждая из мировых религий на свой лад устанавливает направление и меру такого отдаления от мира. Определенную роль тут играет и такой фактор, как социальная позиция носителей того или иного вероисповедания — тех, среди кого оно наиболее распространено.

Вебер усматривал принципиальную разницу между хозяйственной этикой христианства, с одной стороны, и соответствующими предписаниями конфуцианства, индуизма и буддизма — с другой. При всех достаточно глубоких отличиях в характере вероисповеданий и культуры три вышеупомянутые религии имеют определенную общую черту: их аскетизм имеет пассивно-созерцательный характер. Конфуцианство — этика «литераторов», высокообразованных императорских чиновников. Это этика порядка, приспособления к существующей системе социальных отношений. «Религией интеллектуалов» называет М. Вебер и индуизм, одновременно подчеркивая, что в отличие от конфуцианцев индуисты не стремятся к получению государственных должностей, а создают наследственную касту «специалистов по личным и обрядовым делам» — касту, которая оказывает значительное влияние на общественную жизнь, способствуя укреплению существующих порядков. Буддизм же, который возник несколько позже, был движением нищенствующих монахов, которые пропагандировали аскетический образ жизни и стремились вообще не вмешиваться в светские дела. Таким образом, хозяйственную этику трех вышеупомянутых религий можно в соответствии с ее направлением назвать этикой приспособления к миру (конфуцианство) или этикой избегания мира (индуизм и, особенно, буддизм).

Принципиально другой была этическая позиция относительно хозяйства и вообще всей светской жизни, содержащаяся в священных книгах христианства. Последнее возникло как религия бродячих ремесленников, став позже «специфически светской, бюргерской религией». В силу ряда обстоятельств приверженцы этой религии выработали убеждение, что они посланы Господом в мир, чтобы улучшить его, и поэтому считали допустимым активно, и в то же самое время рационально, действовать в самых различных сферах: хозяйственной, политической, культурной и т. д. Такая рационально-активная установка присуща также мусульманству, однако там она не получила полного развития.

Христианская идея рационального «улучшения мира», попав на благоприятную почву западноевропейской бюргерской культуры, стала могучим инновационным фактором. Определенное значение тут имело также и то обстоятельство, что этические нормы Старого и Нового Завета были изложены в простой, образной, доступной для массового восприятия литературной форме.


Другое по теме:

Окружающий мир как источник знаний о Боге
“Дивной, великой книгой Божией” называл святитель Григорий Богослов окружающий нас мир. Наблюдая и изучая его, чистые сердцем и открытые для Истины люди, умеющие видеть красоту, гармонию и целесообразность мира, многое узнают о его Создателе. В материальном мире имею ...

Традиции, связанные с рождением
Сведения по данному вопросу имеются у М. Семёновой – к сожалению, в других работах их нет, но в то же время эта информация достаточно интересна, чтобы привести её здесь. «Изучение древних сказаний и, более того, наблюдения за жизнью различных племён, обитающих в труд ...