Проблема двойничества в русской религиозной философии. Взгляд на проблему в антропологии Николая Бердяева
Страница 1

Материалы » Феномен двойничества в христианской антропологии » Проблема двойничества в русской религиозной философии. Взгляд на проблему в антропологии Николая Бердяева

Проблема человека, была для великого русского, религиозного мыслителя Николая Александровича Бердяева, центральной составляющей его философского учения: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, т. е. в сущности, одна проблема - проблема человека, его назначения, оправдания его творчеством" В данной главе мы, на анализе произведения "Проблема человека. К построению христианской антропологии", постараемся понять, как он объясняет проблему раздвоенности человека и в чем видит ее разрешение. Но не смотря на то, что основной текст будет основан на вышеприведенной нами работе, будут приводиться цитаты и из других произведений великого мыслителя, касающихся исследуемой нами проблемы.

Итак, Николай Бердяев считает, что в основе самосознания человека всегда лежало два противоположных чувства - чувство подавленности и угнетенности и восстание человека против этой подавленности- чувство возвышения и силы, способности творить. И, что христианство дает оправдание и для того, и для другого самочувствия человека. С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуется смирение, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге , так же он пишет: "Странное существо - двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным" (заметим, что вышеприведенный взгляд философа на человека схож, практически повторяет святотеческое учение, к примеру, святителя Григория Паламы, нами рассматриваемого ранее.) Бесспорно, по мнению Бердяева, христианство освободило человека от власти космических сил, от духов и демонов природы, подчинило его непосредственно Богу, и следуя мысли философа, можно сделать вывод, что все христианство, связано с этой двойственностью человеческой природы.

Так же Бердяев считает, что человек принадлежит и природному миру, так как в нем весь состав природного мира, и поэтому он зависит от низших ступеней природы. Но всякий раз, когда человек совершал акт самосознания, он возвышал себя над природным миром, проявление самосознания является преодолением животного натурализма, этот самосознание можно назвать "самосознанием духа". Можно предположить, что данное понятие, как "самосознание духа", схоже с такими понятиями, как: "закон ума" у апостола Павла и "разумная сила души" у святителя Григория Паламы. Однако Николай Александрович понимает, что самосознание человека двойственно, ибо человек осознает себя высоким и низким, свободным и рабом сложившихся обстоятельств, который является существом смертным и бессмертным. Вообще природа человека полярна, это означает, что если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе.

Решение проблемы раздвоенности, полярности человека Бердяев предлагает в свете идеи Богочеловечества, т.е так как, человек есть образ Бога, его главным доказательством этого факта, является способность к творчеству, в творчестве человек наиболее подобен Творцу. Поэтому мыслитель критически смотрит на тот подход, что человек существо тварное, а значит достойно унижения и вообще не представляет особой ценности. Человек не должен быть унижаем, не смотря на свою греховность, но чувствовать себя подобием Бога- творцом. Однако не всякая человеческая активность, творчество от Бога, они могут быть проявлением противоположного начала- греха, страсти. Творческий акт должен быть всегда господством духа над природой, над душой и предполагает свободу. Но, в другом труде, философ уточняет какую свободу он имеет ввиду:"Истинная свобода человеческой личности имеет духовный, а не социальный источник, она определяется ее вкорененностью в духовном мире, а не вкорененностью в мире социальном". Поэтому для творчества человеку посылается благодать, т.е. даются таланты, гениальность, каждому в разной мере. Так же Бердяев выводит мысль, что собственно творит то человек благодаря своей раздвоенности, так как он, видя свое несовершенство, телесное и духовное, постоянно недоволен собой, а в творчестве он видит один из путей исцеления своего больного существа.

Кроме того Бердяев выделяет в человеческой природе некую бессознательную стихийную основу, которая связанна с космосом и землей. Поэтому сами страсти, которые связанны с природно- стихийной основой, могут служить материалом для создания добродетелей Поэтому когда сознание подавляет и вытесняет бессознательно-стихийное, то происходит раздвоение человеческой природы и ее ожесточение, возможно философ имеет ввиду, тот некий нравственный внутренний закон, априорный человеку, о котором так же говорит апостол Павел, ибо он(Бердяев) считает, что путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному, а сверхсознательным выступает дух.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Учение преподобного Симеона Нового Богослова об обожении в его характерных аспектах
В настоящей главе нашей работы мы попытаемся дать аналитический обзор некоторых характерных черт учения прп. Симеона об обожении, которые придают этому учению совершенно неповторимый оттенок. В первом параграфе мы рассмотрим учение прп. Симеона об обожении в контекст ...

Ламаизм (Буддизм в Тибете)
Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - бел ...