Св. Кирилл Иерусалимский – догматист Золотого века богословской и аскетической образованности
Страница 2

Материалы » Учение о церкви у святых отцов и учителей церкви » Св. Кирилл Иерусалимский – догматист Золотого века богословской и аскетической образованности

Единству Церкви не противоречит наличность многих местных церквей [3.XVIII, 25]. Но если и возможно применять понятие Церкви к отдельным местным, областным объединениям верующих, то слово Церковь не должно быть применяемо ко вне Церкви находящимся собраниям иноверных и инославных. Еретические и раскольнические объединения прилично называть «церковью лукавнующих», «еретическими сборищами», но не Церковью, в собственном смысле этого слова. Церковь соборная — одна. Она является общею всем нам матерью, невестою Господа Иисуса Христа [3.XVIII, 26].

Подтвердив еще раз, что «одна святая соборная Церковь имеет неограничиваемую пределами силу во всей вселенной» [3.XVIII, 27], св. Кирилл учит, что в Церкви мы приобретаем царство небесное и вечную жизнь [3.XVIII, 28]. В Церкви — овцы; вне ее -волки. Еретиков надо избегать и не удаляться от Церкви [3.VI, 36]. Церковь наследовала в истории спасения людей древней синагоге, оставшейся бесплодной [3.XVIII, 25]. В Церкви: таинства, иерархия и авторитет, в частности — признания или непризнания Писаний [3.IV, 35].

Посему св. епископ иерусалимский часто в своих поучениях предостерегает от общения с еретиками, самарянами, иудеями, язычниками, врагами Церкви, так как у христианина много врагов, находящихся вне Церкви. Еретических «священнодействий», — по крайней мере крещения некоторых еретиков, св. Кирилл не признает за крещение. «Их перекрещивают, потому что первое их крещение не было крещением» [3.предогл. 7]. Он не называет по имени, кто эти еретики. Церкви кафолической он противопоставляет «сборища еретиков».

Значение св. Кирилла для богословской литературы и для истории развития догматической мысли не малое. Выше было указано отношение людей, ему современных, к его церковной позиции и резко противоположная оценка его деятельности. Св. Кирилл не был ярко выраженным представителем какого-либо самостоятельного течения в богословии. Его нельзя причислить к руководителям «богословских школ», какими были в свое время Климент Александрийский и Ориген, а впоследствии — св. Кирилл Александрийский для «александрийцев»; или же как великие «каппадокийцы», современники св. Кирилла Иерусалимского; вряд ли его можно причислить к учителям «антиохийского» направления. Он—не арианин, но и не примыкает открыто к чисто никейской, каппадокийской линии; никейского символа он не принимает, а придерживается в своих поучениях местного, иерусалимского символа, который «не есть дело рук человеческих». Но он, тем не менее, никак не может быть причислен к типу людей, не твердых в своей вере, или к богословски безразличным людям.

Как бы то ни было, его «Огласительные поучения» заняли свое прочное место в истории развития христианского вероучения, а Церковь причислила его к сонму святых и учителей Церкви.

Основным и решающим условием в определении истинности учения того или иного отца Церкви является апостольская вера: следует всегда помнить, что Церковь определяет себя как Церковь апостольская, а не святоотеческая. Святым отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников. Такой человек ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы, ответить на вопросы, противостоять заблуждениям. Четкая "юридическая" формулировка в таком случае невозможна: вся Церковь, все Предание служат критерием. Это отсутствие четких определений в каком-то смысле представляет большое неудобство - люди любят, чтобы их направляли, ими руководили, указывали, как поступать и что думать.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Истоки религии
Для начала разберёмся с её названием. В.А.Кулаков приводит следующие варианты названий этой религии: маздаизм (по главному богу, наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священ­ного писания - Авесты), зороастризм (по имени ее пророка и основа­теля, Зороаст ...

Религиозный фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира
Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенд ...