Христианство в России
Страница 3

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной, а стала полноправным партнером. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Смена религии способствовала сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских народов. С этого момента началось становление русской государственности, того духовного начала, что определяет любое образование государства, ведь прежде всего есть человек, его вера и стремления, а потом уже политика, экономика и прочее.

В Средние века религия носила первостепенный характер. Ибо знания о мироздании и окружающем мире черпались исключительно из церковных книг. Религия организовывала жизнь общества, проявляя при этом независимость и самодостаточность, набирала свое силу, влияние, мощную финансовую основу.

Затем последовала эпоха Возрождения – новое явление не только европейской, но и мировой философии. Сформировалась новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй план, хотя и не отрицается. Новые ориентиры требовали освобождения разума от догматических принципов схоластики и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека.

Рождается гуманизм – человеколюбие, прославление человека, его культ. Человек рассматривается как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности, прежде всего возможности познания, его достоинство, сила, гармония, в том числе телесная.

Последовавшие за эпохой Возрождения Новое время, Просвещение возвысили науку на пьедестал познания мира, немножко «задвинув» религию на задворки самобытности. Да, не стоит отрицать, что это были первые шаги к материализму, но, тем не менее, религия и духовность не перестали существовать как таковые. Прочно обосновавшись в умах крестьянства, что составляло большинство населения России, религия и церковь держали общество в рамках самовластия, церковь стала опорой самодержавия и крупным духовным монополистом. Высший свет, монарх и его окружение почитали церковь и всячески старались заручиться поддержкой ее высшего духовенства. Народ видел это, и происходило отождествление монарха с помазанником божиим. Поэтому слово монарха так почиталось, и считалось власть. Бога на земле. Можно сказать, что это был своего рода обман, но в таком представлении о мире жили представители крестьянства – 90% населения царской России. Да, это было удобно и лишь с проникновением западных революционных движений, появились активисты, способные поднять руку на царя и нарушить многовековой уклад жизни. Безусловно, можно отметить и то, что подобные действия носили в себе и положительные мотивы, такие как снижение неимоверно окрепшего влияния церкви на миропонимание граждан.

Все это продолжалось вплоть до XIX века, когда революция, смена власти и построение нового светлого будущего отменили религию, воздвигнув вместо нее идеологию, которая по своим стимулам, мотивации и сущности была, чуть ли не равна религии и служению Богу. Вечное «Боже Царя храни» сменилось на три постулата марксизма, церкви сносились, колокола и кресты сбрасывались с куполов как оковы, мешающие твердой поступи пролетариата.

Тем не менее, окончательно выжить религию советскому руководству не удалось. Она стала частью русской культуры и самобытности, вера в Бога, в себя, в уникальность русского духа, навеянная былинами требовала подпитки – капиталистическая идеология не могла ее дать. Люди продолжали тайком крестить детей, ходить в церковь и придерживаться церковных канонов. Человек жил и умирал, всю его жизнь и кончину его сопровождали религиозные обряды – крещение, венчание, погребение. Власть не могла не признать того, что это необходимо и отступила, предоставив обществу возможность вновь обрести веру в себя и в бессмертие души.

Тем не менее, полной ликвидации религиозной жизни и официального запрета религии в СССР никогда не было, а в отдельные периоды своей истории советское руководство даже оказывало некоторым из концессий поддержку, преследуя свои политические интересы. В конституции СССР имелось упоминание о признании «свободы религиозных вероисповеданий».

В ходе войны 1941–1945 годов политическое руководство СССР окончательно отказалось от планов скорейшего уничтожения религии и церкви (несмотря на безбожную пятилетку) и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране, но под жёстким государственным контролем.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Боги древних славян
Славяне не имели единого политеистического пантеона божеств. У каждого племени верования в богов носили значительные различия: складывался свой пантеон, одни и те же боги получали различные названия, не было единого для всех племен верховного бога. Хотя есть ряд божес ...

Анализ и выводы
Очевидно, что если три первые цели у мужчин и женщин практически совпадают, то дальнейшие ранговые места мужской и женской структур целеполагания позволяют определить и некоторую специфику этих структур. В частности, если у женщин гораздо более высокие ранговые места ...