Дуне Скот: доказательство, основанное на порождаемости
Страница 1

Материалы » Анализ космологического аргумента существования Бога » Дуне Скот: доказательство, основанное на порождаемости

Иоанн Дуне Скот (1265-1308) видоизменил доказательство Фомы Аквинского в двух важных аспектах. Во-первых, оно исходит из понятия порождаемости (свойства быть порождаемыми) существ, а не просто порождаемых существ. Во-вторых, Скот усиливает доказательство в части отрицания бесконечной регрессии для цепочки зависимых причин. Полная форма доказательства Скота такова:

1) Существа порождаются (то есть, существа начинают существовать). Это известно через опыт (из наблюдения порождения существ), но это будет верно и вне зависимости от опыта (то есть это верно в отношении существ, которые не существуют). Это было бы верно, даже если бы Бог не захотел ничего создавать.

2) То, что порождено, порождаемо - либо самим собой, либо ничем, либо чем-то другим.

3) Но никакое существо не в состоянии породить себя самого. Чтобы стать причиной собственного существования, нужно было бы существовать прежде собственного существования.

4) Не может и нечто быть порождено ничем. Это противоречие.

5) Следовательно, существо порождаемо только каким-то другим существом, которое порождает. Только существа могут порождать существа.

6) Не может быть бесконечной регрессии в цепочке порождающих существ, где каждое порождает бытие следующего за ним, так как:

а) это цепочка сущностно, а не случайно связанных причин, (1) где каждая предшествующая причина ближе к совершенству, нежели вторичная; (2) где вторичная причина зависит от предшествующей в самой своей причинности; и (3) где причина должна быть одновременной со своим следствием;

б) бесконечная серия сущностно связанных причин невозможна, так как, (1) коль скоро вся цепочка зависима в своей причинности (каждая причина зависит от предшествующей), то должно быть что-то вне цепочки, чем и обусловлена причинная связь во всей цепочке; (2) если бы следствие вызывалось бесконечной цепочкой причин, то насчитывалось бы бесконечное количество причин, одновременно действующих, чтобы вызвать единственное следствие; это невозможно; длина цепочка не может быть актуально бесконечным числом, поскольку к любому числу всегда можно прибавить единицу; (3) когда есть предшествующие причины, всегда должна быть и первичная (самая первая) причина; одна из причин не могла бы быть ближе к началу, чем другая, если бы не было начала; (4) высшие причины ближе к совершенству, чем низшие, а это подразумевает наличие совершенной Причины во главе всех причин, менее совершенных; (5) бесконечная регрессия в цепочке причин подразумевала бы несовершенство, поскольку каждой причине недоставало бы способности объяснить последующие причины; но несовершенство цепочки подразумевает наличие чего-то совершенного вне цепочки, в качестве основы для выявления несовершенства.

7) Следовательно, должна быть первая, порождающая Причина всех порождаемых существ.

8) Эта Первопричина всех порождаемых существ должна быть единственной, потому что:

а) она совершенна в знании и не может быть двух существ, которые все знают в совершенстве, так как одно из них будет знать себя более полно, чем другое;

б) Она совершенна в желании, поэтому она любит себя более полно, чем она любит что бы то ни было другое; это значит, что другое инфинитное существо было бы любимо менее совершенно;

в) она бесконечно блага, и не могут быть два бесконечно благих существа, ибо тогда появилось бы благо, более чем бесконечное, а это невозможно, так как больше наибольшего не может быть ничего;

г) она бесконечна в могуществе; бесконечно могущественных не может быть двое, ибо это означало бы, что имеются две абсолютно первичных причины одного и того же следствия, что невозможно, так как не может быть двух причин, каждая из которых является исчерпывающей;

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли
По преданию, первым христианским проповедником в русских землях считается святой апостол Андрей Первозванный. Святой Андрей был одним из первых учеников и последователей Иисуса Христа. Из священных преданий известно что он поднявшись по Днепру, воздвиг крест на «горах ...

Секты и Церковь
С точки зрения социологии, у сект есть несколько принципиальных особенностей, отличающих их от церкви: Таблица 1 – Отличие церкви от секты ЦЕРКОВЬ СЕКТА Открыта миру, она преображает мир и человеческую культуру, обогащает и возвышает человека. Противоп ...