Баптисты.
Страница 1

Баптизм

(от греч. baptizo — окунаю, крещу водой), разновидность протестантизма. Возник в начале 17 в. Наибольшее число баптистов — в США. В России баптизм распространился в 60-х гг. 19 в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.

Первая баптистская община появилась в 1609 г. в Амстердаме. Ее основателем считается Джон Смит (1550 – 1612) – англиканский священник, перешедший в конгрегационализм. В начале XVII он бежал от преследователей англиканской церкви в Амстердам, где принял обряд водного крещения, призвав к этому и своих приверженцев. В 1606-1607 гг. две группы английских конгрегационалистов во главе со Смитом переселились в Голландию, где в силу исторических обстоятельств попали под влияние меннонитов, позаимствовав у них обряд "крещения по вере", что означает крещение только взрослых, так как младенцы не могут "сознательно верить". При этом они ссылались на Библию: там нет ни единого упоминания о детокрещении. А в Евангелии говорится, что апостолам заповедано крестить наученных и верующих, но никак не младенцев.

Секта баптистов не имела, поначалу, успеха. Только в конце XVIII столетия, после создания “Проповеднического Союза”, объявившего своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а, якобы, только проповедь, среди американских негров. Движение баптистов, свободное от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, встретило сочувствие и материальную поддержку среди многих богатых американцев, и тогда потекли в кассу “Проповеднического Союза” щедрые дары и пожертвования. Появились дома для призрения сирот, стариков, появились школы и баптистские миссионерские курсы, больницы. С этого времени баптизм находит новых последователей в Англии, широко распространяется в Германии, проникает в Китай, в Японию и Индию и на территорию Польши и России. К концу XIX века секта насчитывала 35 тысяч миссионеров. В Россию впервые занесена была эта секта из Германии.

Эта секта распадается на множество толков. Деление секты на толки началось с конца XVII века, когда баптисты разделились на “частных”, усвоивших учение Кальвина о безусловном предопределении, и “общих” или “баптистов свободной воли”, признающих всеобщность спасающей благодати Божией, привлекаемой свободной волей человека.

“Евангельские христиане”, “Штундисты”, “Евангелисты” — все это названия одной и той же секты. Подразделения секты баптистов не нарушают общей всему движению баптистов основы, баптизм внутренне однороден, и в его основе лежит учение Лютера и учение Кальвина о предопределении. От чистого лютеранства баптизм отличается во 1-х — последовательным и безоговорочным проведением в жизнь основных положений лютеранства в учении о Церкви, о Священном Писании и о спасении, во 2-х — враждебностью к Православию и к Церкви Православной, и в 3-х — большей, чем это замечается в лютеранстве, склонностью к иудаизму и анархии. Все существующие ветви баптизма объединяет еще и всем им общее отрицание действительности крещения младенцев.

Как и у протестантов, нет у баптистов ясного и евангельски четкого учения о Церкви, более того — они просто отрицают Апостольское учение о Церкви. “Я не в состоянии сформулировать наше учение о Церкви . Я говорю не от лица всех баптистов. Человек, который бы рискнул это сделать, еще не родился, и я предполагаю, что родители его уже давно умерли”, — сказал X. Филипс, один из руководителей баптистов в США на конференции в Эдинбурге в 1937 году.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Теоретическая часть. Ранние формы религии. Доязыческие культы. Древнейшие культы
Безусловно, основой для возникновения самых первых мифологических представлений человека были природные инстинкты,заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных культах* запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных си ...

Индоевропейские соответствия
При внимательном рассмотрении обнаруживается сходство имени Яхве с именами некоторых (как правило, верховных) богов индоевропейских народов, а также со словами, обозначающими понятия «бог», «небо», «день» и, возможно, «жизнь», «душа» и даже «творить»: · хеттский: Siv ...