Источники
Страница 3

В VII в. наряду с записью коранических текстов стали появляться зафиксированные хадисы - предания, относящиеся к какому-либо историческому или вымышленному моменту жизни Мухаммеда: как он поступал в том или ином случае, что сказал или, наоборот, по какому поводу смолчал. Источниками хадисов вначале были сообщения еще живших сподвижников Мухаммеда, в дальнейшем - их преемников, а потом - "преемников преемников". При записи хадисов большое внимание уделялось указанию их источников, так что каждый хадис состоял не только из повествовательного текста, но и из так называемого иснада - перечня имен тех людей, от которых в последовательном порядке шла передача хадиса.

Группы хадисов соединялись в сборники которые постепенно накоплялись во все большем количестве, так что мусульманским богословам пришлось произвести своего рода отбор тех из них, которые могли быть признаны заслуживающими особого почитания. Отобранные в IX в. шесть таких сборников составили Сунну - священное предание ислама, занимающее в нем такое же место по отношению к писанию - Корану, какое в иудаизме занимает Талмуд относительно Библии, а в христианстве - священное предание относительно священного писания.

Исламоведы XX в. придают Сунне в качестве исторического источника гораздо меньшее значение, чем Kopaнy. В. Бартольд писал: "Недостоверность хадисов как исторического источника в настоящее время вполне установлена наукой; вместе с хадисами падает и сира; в противоположность мнению Ренана, современный итальянский исследователь ислама Каэтани приходит к выводу, что все известия о деятельности Мухаммеда до его бегства в Медину более относятся к области легенды, чем к области истории. При установлении фактов жизни Мухаммеда теперь необходимо как можно меньше пользоваться преданиями, по возможности довольствуясь теми местами Корана, которые ясны без комментариев, и теми немногими сведениями о жизни Аравии в VII в., которыми мы располагаем". Скептицизм Бартольда совершенно оправдан, но он относится лишь к фактам биографии Мухаммеда в ее мекканский период. Значение же и сиры и хадисов как источников, характеризующих современную им эпоху, не может быть оспариваемо. А эта эпоха тоже относится к периоду оформления ислама как религии и его широкого распространения по тому обширному географическому ареалу, в котором он утвердился в первые столетия своего существования.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

Деление общества на варны
Четыре варны (т. е. деление по типу занятий) таковы: брахманы (интел­­лек­­туалы), кшатрии (воины и администра­торы), вайшьи (земледельцы и торговцы) и шудры (рабочие). Место человека в этой системе определяется по его качествам и деятельности, а не по рождению, и реб ...

Учение об имамате
Учение об имамате стало основополагающем в шиизме. В шиизме Али обожествляется, не менее, чем Пророк, а иногда даже больше. Возникли легенды, призванные подтвердить божественность Али и благоволения Аллаха лично к нему, иногда содержавшие намёк на то, что Аллах почит ...