Направление в раннем Исламе
Страница 3

Азракиты карали смертью всех отпавших от харид-жизма, они даже считали богоугодным убийство любого нехариджита. Среднюю позицию между ибадитами и азракитами занимали суфриты. Они считали допустимым временное прекращение "священной войны", осуждали убийство детей неверных. Суфриты рекомендовали своим приверженцам применять в нужных случаях приемы конспирации (такыйя), скрывая от властей и от населения свою веру, что позволило этому сектантскому направлению выжить.

B ходе борьбы за халифат между Омейядами и семейством Али произошло разделение ислама на два основных его вероисповедания - суннизм и шиизм.

Еще при Али объединившиеся вокруг него приверженцы именовали себя "шиа" - группировка, фракция, партия. После того как Омейяды окончательно захватили трон, шииты не покорились, наоборот, противоречия между ними и господствующей группой с течением времени все углублялись. В их основе лежала борьба демократических элементов и феодально-аристократической верхушки халифата во главе с Омейядами. Политическим лозунгом этой борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - его потомкам, что должно было означать признание наследственного династического принципа замещения трона. Разумеется, объединившиеся вокруг Али массы не были заинтересованы именно в установлении этого принципа. Нужны были идеологические основания для борьбы потив ненавистных Омейядов. И такие основания обнаруживались в том, что династия Али является непосредственным ответвлением семьи пророка, а сыновья Али - внуки Мухаммеда, поскольку рождены они Фати-мой, дочерью последнего. Кроме того, Омейядов обвиняли в отступничестве от Корана и в безбожии.

В сложившихся условиях шло возвеличение и чуть ли не обожествление покойного Али. В преданиях шиитов он оказывался не' только равным Мухаммеду, но и большим по своему значению. Получило распространение такое "высказывание" Аллаха, обращенное к Мухаммеду: " . если бы не ты, я не создал бы небес, но если бы не Али, я не создал бы тебя". К 114 сурам османовского Корана шииты прибавили еще одну-"Два светила", где одним из светил признавался Мухаммед, другим - Али. Обвинения в адрес кодификаторов Корана сводились к тому, что в его содержании преуменьшена роль Али в первоначальной истории ислама. Однако и в шиитском Коране не обнаруживается серьезных разночтений с османевским ни по этому вопросу, ни по другим.

Иначе обстояло дело со священным преданием. По мере того как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения все больше препарировались в пользу идей, благоприятных для владычества Омейядов. Понятно, что шииты не могли с этим мириться и декларировали свое враждебное отношение к Сунне. Параллельно с ней у них формировалось свое священное предание - Ахбар. Не следует противопоставлять эти два свода священного предания. " . Большинство текстов, - пишет А. Массэ, - являются общими и различаются лишь по именам тех, кто передавал их". Тем не менее наименование основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.

Попытки Хасана и Хусейна (сыновья Али) выдвинуться на авансцену политики халифата кончились неудачей. Их положение и звание имамов не давало им ни власти, ни влияния.

В 680 г. Хусейн предпринял попытку выступить против халифа из династии Омейядов и во главе небольшого отряда направился из Мекки в Ирак, где собирался создать базу для дальнейшей борьбы за власть. По дороге, у города Кербелы, он был застигнут и окружен войсками халифского наместника. И Хусейн, и все его немногочисленное воинство были уничтожены. Шиитам это событие послужило материалом для обогащения их культа и вероучения мотивами траура и мести. Хусейн был объявлен мучеником: и в настоящее время бытует траурная церемо" ния Шахсей-Вахсей. Эти слова обозначают: "шах Хусейн, вах (увы! - И. К) Хусейн". То обстоятельство, что первые имамы погибли насильственной смертью, дало шиитам основание полагать, что такая смерть является уделом всех имамов.

Значение имамов в вероучении шиизма выглядит значительно большим, чем в системе суннизма. Имамы получают свою власть установлением Аллаха, ибо рождение каждого из них в династии алидов предустановлено. Они непогрешимы, и их мнение по любому политическому или вероисповедному вопросу выражает авторитетность последней инстанции. В этом отношении шиизм резко отличается от суннизма, ибо в последнем окончательное решение достигается общим согласием ("иджмой") богословов и других авторитетных в исламской иерархии лиц; здесь же окончательное решение остается за авторитетом имама. Приоритет решения вероисповедных проблем оказывается, таким образом, за суннизмом, да и в более широком плане первоначальный демократизм шиитского движения исчез очень скоро.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Священные тексты
Говоря о священных текстах зороастрийцев, следует, прежде всего, упомянуть самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авесту (“Знание”). Она представляет собой огром­ный сложный комплекс священных текстов, изначально передавав­шихся в устной форме; в ...

Христиане
Автор «Христианского мировоззрения» довольно ярко характеризует истинного христианина. Он стремился во всех, называющих себя православными, пробудить истинно христианский дух. Неплюев Н.Н. представляет христианина человеком, который исповедует Иисуса Христа, явившего ...