Влияние схоластики и гуманизма на формирование доктрины.

Материалы » Доктрина оправдания верой М. Лютера » Влияние схоластики и гуманизма на формирование доктрины.

Понятие схоластики появилось на свет благодаря гуманистам, и призвано было служить определением «темного времени» упадка культурного и интеллектуального уровня общества, которое находилось во временных границах между классическим периодом античности и эпохой Возрождения.

Однако объективно нельзя не признавать значимости периода Средних веков и схоластики как выражения средневекового способа философствования для дальнейшего развития всех сфер жизни общества.

Схоластические методы богословия не могли не оказать существенного влияния на формирование богословских взглядов Лютера и доктрины академической Реформации.

Поскольку схоластика представляла из себя метод богословия, то очевидно, что ее влияние сильнее всего осуществлялось в университетах, особенно в Германии, в частности, в Эрфуртском университете, где получал образования Лютер. Можно утверждать, что Лютер был единственным крупным реформатором, чьи идеи испытали очень сильное влияние схоластики – он был членом религиозного ордена и профессором университета. То внимание, которое он уделяет вопросам богословия, уже есть следствие академического образования – ни в швейцарской, ни тем более в английской Реформации мы такого не наблюдаем.

Формирование доктрины оправдания Лютера проходило под влиянием двух позиций по этому вопросу – позиций, вызывавших споры еще в пятом веке между блаженным Августином и Пелагием. Центральной темой философии Августина было утверждение «падшести» человеческой природы и невозможности вернуться в первоначально чистое состояние без Божественной благодати. Вырваться из «объятий» первородного греха человек не может силой собственной воли, необходимо Божественное вмешательство и бесконечная Божественная милость для спасения человека. Эта точка зрения получила название «концепция благодати».

Прямо противоположное мнение высказывал Пелагий – по его учению человек может и должен заслужить спасение своими добрыми делами. Исполнение добрых дел накладывает на Бога определенные обязательства по отношению к человеку. В общем эту концепцию можно назвать «спасение по делам».

Лютеру казалось, что современная ему церковь все больше впадает в практику пелагианства, ставя вопросы спасения души в зависимость от уплаты индульгенции. И его доктрина оправдания, основанная на учении Августина, возникла как протест против такого положения вещей.

Наряду со схоластикой, а возможно и гораздо в большей мере, на реформационные процессы в Европе повлияло формирование совершенно новой системы мировоззрения, как гуманизм и новая философия Возрождения.

Гуманизм не был однородным явлением, однако в его основе лежали некие общие установки, которые и отразились на развитии идей реформаторов. Среди них можно назвать лозунг «назад к источникам», возросший интерес к индивидуальности человека.

Если анализировать влияние гуманизма на идеи Лютера, то приходится отметить крайне незначительное внимание реформатора к идеям гуманизма. Лютер был богословом, чей путь определялся мыслительным рядом академической схоластики. Гуманисты же основной упор делали на нравственных моментах жизни церкви, нежели на богословских проблемах. Однако Лютер использовал плоды деятельности гуманистов для своих нужд, например, греческий перевод Нового Завета и трудов блаженного Августина, подготовленные гуманистическими редакторами. Таким образом, влияние гуманистических взглядов на систему идей Лютера можно ограничить только филологическими и текстуальными достижениями гуманистов.


Другое по теме:

Четвертая ступень: ощущения + любовь
На этой ступени дисгармонии духа Неплюев Н.Н. предполагает любви первое место после властных ощущений и, таким образом, любовь проявляет себя более. Тем не менее, ее экзистенция не меняется она остается играть лишь рабскую роль по отношению к ощущениям: «…все же это л ...

Краткая концепция происхождения индоевропейцев. Индоевропейская проблема и предлагаемые гипотезы
Бывают в науке проблемы, которые пытаются решить с противоположных позиций, но, ни одно из решений не объясняет всей совокупности фактов. Выход из этого кризиса бывает на основе Соломонова решения, когда представителю каждого враждующего лагеря можно сказать: «И ты то ...