Доктрина оправдания верой – основные идеи. Концепции, лежащие в основе доктрины.

Материалы » Доктрина оправдания верой М. Лютера » Доктрина оправдания верой – основные идеи. Концепции, лежащие в основе доктрины.

В основе доктрины оправдания верой лежит учение о благодати как незаслуженном благоволении Бога к падшему человечеству. Эта идея нашла свое глубокое отражение в трудах Августина Блаженного, а именно на них основывал свое богословие М.Лютер.

В средние века благодать понималась не как отношение Бога к человечеству, а как некая сверхъестественная субстанция, вводимая в человеческую душу и способствующая искуплению. В подтверждение такой идеи использовался довод о различности природ Бога и человека и непреодолимом между ними разрыве. Для того, чтобы спасти человека и заполнить существующий разрыв и необходима благодать Божия.

Такой взгляд на концепцию благодати был подвергнут строгой критике еще до Реформации и к ее началу прекратил свое существование.

Кроме того, рассматривать доктрину оправдания верой невозможно без понимания еще одной основной темы христианской мысли – «искупление через Христа». Этого искупления нельзя было достичь иным способом. Для обозначения учения о спасении в богословии применяется термин «сотериология» (от гр. Soteria -спасение), который определяет ряд образов, связанных с этим учением.

1. Образы победы. Своим Воскресением Христос одержал победу над смертью и те из людей, которые примут Христа, могут надеяться на то, что эта победа будет и их победой.

2. Образ измененного юридического статуса. Христос, умерев на кресте, своей покорностью заслужил прощение для грешников и примирил Бога и человечество.

3. Образ измененных личных отношений. Люди в своей греховности отошли так далеко от Бога, что самостоятельно не в силах примириться с ним. Это становится возможным только через смерть Христа.

4. Образы освобождения. Находясь в плену сил зла, смерти и греха, человек может получить освобождение только через смерть Христа на кресте. Точно так же, как Он освободился от плена смерти, так и верующие могут сделать это.

5. Образ целостности. Благодаря Своей смерти и Воскресению, Христос может восстановить нашу целостность, поврежденную грехом душу, физическое и душевное здоровье.

Сотериология приобрела особое значение во времена Реформации, частично благодаря новому интересу к писаниям Св. Павла, в которых она занимает заметное место (особенно в Посланиях к Римлянам и Галатам). В центре программы реформ Лютера лежал вопрос о том, как грешники могли быть оправданы.


Другое по теме:

«Апологеты»
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или нево ...

Религия Древнего Рима
1. Природа Италии. Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы высокими Альпийскими горами. Через полуостров т ...