Доктрина оправдания верой – основные идеи. Концепции, лежащие в основе доктрины.

Материалы » Доктрина оправдания верой М. Лютера » Доктрина оправдания верой – основные идеи. Концепции, лежащие в основе доктрины.

В основе доктрины оправдания верой лежит учение о благодати как незаслуженном благоволении Бога к падшему человечеству. Эта идея нашла свое глубокое отражение в трудах Августина Блаженного, а именно на них основывал свое богословие М.Лютер.

В средние века благодать понималась не как отношение Бога к человечеству, а как некая сверхъестественная субстанция, вводимая в человеческую душу и способствующая искуплению. В подтверждение такой идеи использовался довод о различности природ Бога и человека и непреодолимом между ними разрыве. Для того, чтобы спасти человека и заполнить существующий разрыв и необходима благодать Божия.

Такой взгляд на концепцию благодати был подвергнут строгой критике еще до Реформации и к ее началу прекратил свое существование.

Кроме того, рассматривать доктрину оправдания верой невозможно без понимания еще одной основной темы христианской мысли – «искупление через Христа». Этого искупления нельзя было достичь иным способом. Для обозначения учения о спасении в богословии применяется термин «сотериология» (от гр. Soteria -спасение), который определяет ряд образов, связанных с этим учением.

1. Образы победы. Своим Воскресением Христос одержал победу над смертью и те из людей, которые примут Христа, могут надеяться на то, что эта победа будет и их победой.

2. Образ измененного юридического статуса. Христос, умерев на кресте, своей покорностью заслужил прощение для грешников и примирил Бога и человечество.

3. Образ измененных личных отношений. Люди в своей греховности отошли так далеко от Бога, что самостоятельно не в силах примириться с ним. Это становится возможным только через смерть Христа.

4. Образы освобождения. Находясь в плену сил зла, смерти и греха, человек может получить освобождение только через смерть Христа на кресте. Точно так же, как Он освободился от плена смерти, так и верующие могут сделать это.

5. Образ целостности. Благодаря Своей смерти и Воскресению, Христос может восстановить нашу целостность, поврежденную грехом душу, физическое и душевное здоровье.

Сотериология приобрела особое значение во времена Реформации, частично благодаря новому интересу к писаниям Св. Павла, в которых она занимает заметное место (особенно в Посланиях к Римлянам и Галатам). В центре программы реформ Лютера лежал вопрос о том, как грешники могли быть оправданы.


Другое по теме:

Боги древних славян
Славяне не имели единого политеистического пантеона божеств. У каждого племени верования в богов носили значительные различия: складывался свой пантеон, одни и те же боги получали различные названия, не было единого для всех племен верховного бога. Хотя есть ряд божес ...

Учение Лао Цзы
Около VI в. до н, э. сложилось учение полулегендарного философа Лао Цзы, имя которого означает буквально «старый философ». Учение Лао Цзы было изложено с его слов и отредактировано после в виде небольшой, но интересной философской работы (которая оказала очень существ ...