«Новый тип» верующих в западной социологии религии

Религия и молодежь » «Новый тип» верующих в западной социологии религии

Пример сравнительного анализа современной и традиционной форм религиозности – теория приватизации религии Т. Лукмана. Речь идет о сме-щении чувства трансцендентного из области церковного учения в более приземленные сферы жизни, такие как политика и наука, а также о сведении его к представлениям о независимости личности, правах человека, индиви-дуальности и самодостаточности. Соответственно, религиозность становится менее ориентированной на церковь и более направленной на земные проб-лемы общества и человека. П.Бергер подчеркивает не столько мирскую направленность, сколько еретичность современного религиозного мышления. Мир, по его мнению, сделал «гигантский шаг от судьбы к выбору». Религия уже не является фактором, присущим человеку от рождения, но зависит от его личного решения. Момент выбора при этом сопровождается религи-озным творчеством, в котором человек самостоятельно создает свою собст-венную религию из элементов известных ему верований и учений [3].

В делении на «старое» и «новое» может также присутствовать оценочный момент, оттенок прогресса, переход от «несовременного» к «современному», от «плохого» к «хорошему». «Несовременное» в таком случае ассоциируется с отжившим, уходящим в прошлое. Это напоминает о кризисе, в котором западное христианство оказалось в эпоху Просвещения, о критике религии со стороны светского общества, сейчас уже не столь актуальной. Однако многие российские ученые продолжают сегодня обсуждать проблемы религии имен-но в системе понятий идеологии Просвещения. Они ожидают от религии своего рода прогресса и критикуют церковь за его отсутствие. Важным аспектом российской религиозности является тот факт, что она сохранила свою глубинную ортодоксальность, консерватизм, бережное и очень строгое отношение к традиционным ритуальным формам, церковному учению, структуре церковной жизни, этическим и эстетическим представлениям. Православная церковь сохранила статус национальной церкви и сумела огра-дить свою традицию от влияния сект и ересей.

Чтобы говорить о массовом сдвиге российской религиозности в направ-лении еретичности и обмирщенности, необходимо прежде всего вникнуть в особенности исторического развития России, ее религиозного менталитета. При таком подходе перед отечественными специалистами встает более слож-ная, чем перед их западными коллегами, задача – не только изучить рели-гиозную ситуацию в свободном от атеизма и оценочности ключе, но и критично осмыслить границы применимости к российской действительности социологических концепций, разработанных в западной науке.


Другое по теме:

О ненависти мира к ученикам Христовым
Вторая утешительная речь Спасителя содержит предупреждение о тех гонениях со стороны враждебного Христу мира, которые ожидают Его верных последователей. «Сие заповедую вам, - вновь сказал Иисус, - да любите друг друга». Эта любовь поможет вам противостоять той вражде ...

Блаженная кончина
Бодрый и неутомимый в течение всей своей многотрудной жизни, отец Иоанн в последние три года часто болел. "Моя физическая сила истощилась, - писал он в своем дневнике, - но дух мой бодр и горит любовию к моему возлюбленному Жениху - Господу Иисусу Христу . Хочу я ...