Социальная мотивация верующих

Религия и молодежь » Социальная мотивация верующих

Исследования религиозной ситуации за последнее десятилетие фиксируют динамику общественного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии, высокий уровень религиозной самоиндентификации. Подавляющее большинство россиян (94% населения) высказывают «очень хорошее» и просто «хорошее» отношение к православию, к мусульманству – 59%, к католицизму – 58%. Верующими себя считают 52% населения. Рейтинг Церкви как религиозного института по степени доверия на протя-жении последних лет в среднем находится на довольно высоком уровне и колеблется около отметки в 37%, опережая по этому показателю Госдуму, МВД, органы госуправления.

В развитии самих религиозных организаций можно отметить наличие яв-ной положительной динамики – активной в начале 90-х гг. и более спокойной в последнее время. На 1 января 2002 г. по официальным данным на терри-тории России зарегистрировано 20441 религиозных организаций. Количество их выросло почти в два раза по сравнению с 1996 г. (10055 организаций). Спектр религиозных конфессий расширился с 20-ти официально зарегист-рированных в 1991 г. до 67-ми. По данным исследований Фонда «Общест-венное мнение» в 2002 г. из 60% россиян, считающих себя верующими-христианами (58% - православными и 2% - католиками и протестантами), только 6% посещают церковь один раз в месяц и чаще. Этот показатель держится с 1994-1995 гг. и практически не меняется. На более низком уровне находятся характеристики, которые принято считать признаками «реальных верующих»: соблюдение религиозных обрядов, чтение Библии и проч.

Прогноз о повышении реальной религиозной активности населения не подтвердился, если под ней понимать включение верующего в деятельность церкви, исполнение религиозных обрядов и т.п. Фактически можно говорить о весомом изменении религиозного мировоззрения россиян. Получается, что процессы непосредственно в религиозной среде и в обществе, во-первых, не совпадают по количественным характеристикам и , во-вторых, качественно различны.

Получив ответы на эти вопросы, возможно объяснить, какое же реальное влияние оказывают на общество действующие в России религиозные организации. Что на самом деле отражают высокие рейтинги Церкви в массовых опросах населения? Также станет ясно, имеют ли реальную основу межконфессиональные конфликты.


Другое по теме:

Межполовые различия
Значимых различий в выборе ценностей мужчинами и женщинами немного, но различия эти весьма показательны. Так, мужчины значимо чаще женщин выбирают в качестве ценности «свободу», а женщины значимо чаще мужчин «милосердие», «семью» и «здоровье». Приведенные факты как не ...

Религиозный состав населения России начала XXI
В течение последнего десятилетия ХХ в. структура религиозного прост-ранства России существенно изменилась. К началу 1990-х гг. она была представлена всего 15 – 20 религиозными направлениями [2]. Поскольку истори-чески носителями определенных религий были коренные этно ...