Структура религиоведения и религиозности
Страница 2

Материалы » Области и направления изучения религий » Структура религиоведения и религиозности

. Хотя очевидно, что по многим специализированным направлениям истории, этнографии, языкознания, культуры, философии, феноменологии, социологии, психологии и иным аспектам религий накоплены весьма интересные, ценные и глубокие научные результаты. Поэтому объективной общей внерелигиознойнауки по религиям, вероучениям и сектам нет, и не может быть. Заметное количество работ светского религиоведения является на самом деле реализацией заказов тех или иных религиозных объединений. Делается это или без утайки, или по каким-либо причинам замаскировано.

В содержательной литературе по вопросам вероучений можно выделить несколько групп, в зависимости от религиозной принадлежности авторов:

- вероучение, критика иных вероучений и сектоведение традиционных созидательных религий;

- вероучение, критика иных вероучений и сект представителями протестантских и неопротестантских конфессий;

- обличительная литература людей, порвавших с сектами, или пострадавших от них;

- сектантская миссионерская, критическая, оправдательная, пропагандистская и иная литература;

- светские научные издания по специализированным направлениям.

Отдельную группу составляет заказная спекулятивная псевдонаучная скрытно-религиозная литература, авторы которой стремятся, например, дискредитировать традиционные созидательные религии.

В ходе борьбы с сектантской противоправной деятельностью, а также при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных по религиозным мотивам, иногда у сотрудников внутренних дел возникает необходимость изучения подлинной сектантской литературы, в том числе пред­назначенной для внутреннего пользования в культе. Это тяжелое и опасное занятие, допустимое только при наличии защитных духовно-пси­холо­гических мер, заниматься которым допустимо лишь в режиме интенсивной позитивной духовной жизни. Иначе возможно заражение чуждой, враждебной духовностью.

Известны печальные случаи, когда ознакомление с учениями деструктивных культов постепенно приводило любопытствующего исследователя к многократному его посвящению в адепта наиболее одиозных из них, и, в итоге, превращало в приверженца не только внешне благообразного эзотеризма, но и демонизма.

Светское религиоведение, стоящее ныне в силу духовно-истори­чес­ких причин преимущественно на материалистической и атеистической позиции, изучает религии, прежде всего, в их предполагаемом историческом изменении в первобытном обществе, Древнем мире, Средневековье, в Новое и Новейшее время. При этом самостоятельное внутреннее духовное развитие религий и нелинейный генезис (развитие, рост) религиозности накладываются, как на прокрустово ложе, на историю тех или иных социальных процессов и как бы подчиняются им.

Религиоведение сделалось одним из важнейших

разделов и инструментов материализма и атеизма именно в Новое время (так называемый воинствующий материализм). Поэтому можно сказать, что светское религиоведение формируется с XIX века. Хотя те или иные сведения о вероучениях – теологические, эзотерические, оккультно-мистические, философские, исторические, психологические, правовые, социологические и др. – собирались с древнейших времен.

Предметом

современного религиоведения, как уже отмечалось ранее, стали преимущественно внешние закономерности возникновения, развития и деятельности религий, их формирования в истории общества, взаимозависимости религий и культур. Ставя себя как бы вне религий, веры и духовности, светское религиоведение исследует их на уровне общества, групп, семьи и личности, не выходя на метауровень сверхбытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

О прощении обид. Притча о немилосердном должнике
Э ту притчу рассказал Спаситель в ответ на вопрос Петра, сколько раз нужно прощать брату. Апостол Петр думал, что достаточно будет простить до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до “седмижды семидесяти раз,” то есть прощать нужно всегда, неограниченно ...

Священнослужители.
Глава Русской Православной Церкви внастоящее время - Патриарх Алексий II, избранный на Поместном соборе 10 июня 1990 года. Он является 15-м по счету Патриархом Московским и всея Руси Иерархия Православной церкви именуется «трехчинной» , потому что она состоит из тр ...