Структура религиоведения и религиозности
Страница 2

Материалы » Области и направления изучения религий » Структура религиоведения и религиозности

. Хотя очевидно, что по многим специализированным направлениям истории, этнографии, языкознания, культуры, философии, феноменологии, социологии, психологии и иным аспектам религий накоплены весьма интересные, ценные и глубокие научные результаты. Поэтому объективной общей внерелигиознойнауки по религиям, вероучениям и сектам нет, и не может быть. Заметное количество работ светского религиоведения является на самом деле реализацией заказов тех или иных религиозных объединений. Делается это или без утайки, или по каким-либо причинам замаскировано.

В содержательной литературе по вопросам вероучений можно выделить несколько групп, в зависимости от религиозной принадлежности авторов:

- вероучение, критика иных вероучений и сектоведение традиционных созидательных религий;

- вероучение, критика иных вероучений и сект представителями протестантских и неопротестантских конфессий;

- обличительная литература людей, порвавших с сектами, или пострадавших от них;

- сектантская миссионерская, критическая, оправдательная, пропагандистская и иная литература;

- светские научные издания по специализированным направлениям.

Отдельную группу составляет заказная спекулятивная псевдонаучная скрытно-религиозная литература, авторы которой стремятся, например, дискредитировать традиционные созидательные религии.

В ходе борьбы с сектантской противоправной деятельностью, а также при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных по религиозным мотивам, иногда у сотрудников внутренних дел возникает необходимость изучения подлинной сектантской литературы, в том числе пред­назначенной для внутреннего пользования в культе. Это тяжелое и опасное занятие, допустимое только при наличии защитных духовно-пси­холо­гических мер, заниматься которым допустимо лишь в режиме интенсивной позитивной духовной жизни. Иначе возможно заражение чуждой, враждебной духовностью.

Известны печальные случаи, когда ознакомление с учениями деструктивных культов постепенно приводило любопытствующего исследователя к многократному его посвящению в адепта наиболее одиозных из них, и, в итоге, превращало в приверженца не только внешне благообразного эзотеризма, но и демонизма.

Светское религиоведение, стоящее ныне в силу духовно-истори­чес­ких причин преимущественно на материалистической и атеистической позиции, изучает религии, прежде всего, в их предполагаемом историческом изменении в первобытном обществе, Древнем мире, Средневековье, в Новое и Новейшее время. При этом самостоятельное внутреннее духовное развитие религий и нелинейный генезис (развитие, рост) религиозности накладываются, как на прокрустово ложе, на историю тех или иных социальных процессов и как бы подчиняются им.

Религиоведение сделалось одним из важнейших

разделов и инструментов материализма и атеизма именно в Новое время (так называемый воинствующий материализм). Поэтому можно сказать, что светское религиоведение формируется с XIX века. Хотя те или иные сведения о вероучениях – теологические, эзотерические, оккультно-мистические, философские, исторические, психологические, правовые, социологические и др. – собирались с древнейших времен.

Предметом

современного религиоведения, как уже отмечалось ранее, стали преимущественно внешние закономерности возникновения, развития и деятельности религий, их формирования в истории общества, взаимозависимости религий и культур. Ставя себя как бы вне религий, веры и духовности, светское религиоведение исследует их на уровне общества, групп, семьи и личности, не выходя на метауровень сверхбытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Современное состояние
Описанные религиозные верования и обряды австралийцев принадлежат прошлому. Колонизация Австралии англичанами, начавшаяся в конце XVIII в., привела к тому, что большая часть австралийских племен была стерта с лица земли, а немногочисленные их остатки в северных и внут ...

Разновидности новых культов
Секты существуют столько, сколько существует человечество: всегда были группы фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое: систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавлен ...