Структура религиоведения и религиозности
Страница 8

Материалы » Области и направления изучения религий » Структура религиоведения и религиозности

Однако для духовно развитого верующего человека, особенно принадлежащего к традиционным созидательным религиям, подобный розыск даже целенаправленно замаскированных вероучений не представляет, как правило, особых трудностей.

Можно утверждать, что любая религиозность в социальной среде порождается каким-либо конкретным религиозным объединением или, как минимум, конкретной харизматической личностью. В свою очередь, напомним, что религиозным является такое объединение, которое: создает какое-либо всеобъемлющее мировоззрение; имеет какой-нибудь объект поклонения (Бога, тех или иных духов, вселенский или космический разум, материю, информацию, знание, науку, учителя и т.д.); формирует, исповедует и распространяет учение, связывающее этот объект поклонения с мирозданием, высшими ценностями, проблемой добра и зла, отношением к человеку как таковому, с высшими причинами бытия всего существующего и мира в целом; имеет и применяет какие-либо средства и методы почитания (обожествления) своего объекта поклонения.

Религиоведы выделяют две основные методологические группы: теологические (вероучительные) и философские (мировоззренческие), претендующие на раскрытие сущности религии. Известны и более мелкие направления, опирающиеся на теоретические положения и эмпирический материал соответствующих наук.

Ученые ищут у религии специфические признаки, выделяют «общее» свойство религиозного сознания, «специфическое действие», «специфическую функцию» и т.д. С другой стороны, в религиоведческой среде сохраняется традиция расширительного толко­вания религии, вплоть до приписывания всем религиям некоей универсальной сущности. Конечно, что-то общее в религиях имеется, так же, как, скажем, есть нечто общее у человека и амебы. Однако на таком пути неизбежно игнорируются основополагающие духовные, этические, логические и иные законы, действие которых, собственно, и вызывает принципиальные различия в религиях.

Дело в том, что религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторая когнитивная психология. Она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ духовного освоения и восприятия мира, область духовного делания. С материалистической позиции религия представляет собой: необходимо возникающий и активный аспект деятельности человека и общества; способ борьбы с человеческим самоотчуждением; отражение действительности; феномен культуры.

Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители. Религия имеет, в частности, онтологические основы, подвержена историческим из­менениям под действием многих, в том числе и социальных процессов. В религии об­наруживаются внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения уровни бытия человека и общества. Но, просвечиваясь в религии, эти связи могут маскироваться. Это в принципе не есть ре­зультат чьего-либо сознательного обмана или примитивности; это объективное проявление бытия человека, общества и иных факторов. Религия может сообщить о них мно­гое, важно только правильно понять ее знания, умения, опыт и язык.

Религия не пассивна, она имеет свою жизнь, обладает внутренними волей и сознанием, рождает идеи, понятия, образы, нормы, ценности, материальные объекты. В творческой деятельности человека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям. Религия активно влияет на экономику, на различные виды общественного сознания – политику, право, науку, мораль, искусство, философию и др.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Протестантизм. Каковы основные характеристики протестантизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).
Протестантизм возник в результате Реформации (от лат. преобразование, исправление) – движения в ряде европейских стран направленное на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представля ...

Динамика в выборе ценностей в зависимости от уровня образования
28 В группах с разным уровнем образования объяснимая динамика обнаружена в отношении респондентов к 48 целям. Она заключается, в основном, в увеличении важности целей в связи с повышением уровня образования. Однако наряду с этой тенденцией отмечен ряд случаев, когда ...