Дхарма – закон, истина, путь

Материалы » Мифология и этика буддизма » Дхарма – закон, истина, путь

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, кото­рую он открыл всем существам. «Дхар-ма» буквально означает «опора», то, что поддерживает». Слово «дхарма» оз­начает в буддизме моральную доброде­тель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым ве­рующие должны подражать. Кроме того, дхармы — это конечные элемен­ты, на которые, с точки зрения будди­стов, разбивается поток существования.

В своей первой речи после Про­светления Будда сравнивает способно­сти разных людей к постижению Дхар­мы с разнообразием лотосов в пруду:

«И оглядев мир своим оком Просвет­лённого, Благословенный, преиспол­ненный сочувствия ко всем живым су­ществам, увидел существа, умственный взор которых лишь чуть запорошён пылью, и существа, чей умственный взор покрыт густым слоем пыли; уви­дел существа с острой восприимчиво­стью и с восприимчивостью вялой, су­щества, имеющие благоприятную фор­му, существа, легко поддающиеся вну­шению и трудно поддающиеся внуше­нию, а также увидел существа, пребы­вающие в страхе перед иным миром и в страхе перед грехом.

Подобно тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается»

Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подхо­дить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим по­требуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и т. п. Не существует единого, универ­сального свода буддийского веро­учения, пригодного для всех. Нет уни­версальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложен­ная с учётом индивидуальных особен­ностей каждой группы верующих. По­этому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на красочной картине.

Разные цели преследуют и буд­дийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно — это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых людей, не способных на значитель­ные духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-нибудь будды, с помо­щью которого они в дальнейшем до­стигнут нирваны.


Другое по теме:

Религия в Китае после революции 1911 г
После китайской революции 1911 г. Положение с религией сильно изменилось. Прекратились богослужения в Храме неба (в 1914 г. Юань Ши-кай пытался восстановить их). При Сунь Ят-сене было проведено полное отделение церкви от государства. Были отменены система конфуцианско ...

Единогласие и многогласие
Церковный устав, введенный в Русскую церковь, был позаимствован из восточных, самых строгих монастырей; там он применялся только в монастырях, у нас же его ввели, кроме того, в приходских церквах. Согласно этому уставу, необходимо было вычитать и пропеть без всяких пр ...