Дзен-буддизм в США
Страница 5

Материалы » Дзен-буддизм в США » Дзен-буддизм в США

Тема для медитации в дзэн-буддизме называется коан. Он помогает освободиться от засилья формы, окутывающей сознание, постичь обнаженную реальность, без чего невозможно спонтанное просветление. Только коан, не поддающийся интеллектуальному анализу, способен разорвать путы привычного мышления, «отсюда их странность и невразумительность. Дзэнский мастер не имеет никакой намеренной схемы со своей стороны, чтобы сделать свое утверждение сатори странным или логически неприемлемым. Эти упражнения исходят из его внутреннего существа, как цветы произрастают весной или как солнце излучает свой свет. Следовательно, чтобы покорить их, мы должны уподобиться цветам или солнцу, мы должны войти в их внутреннюю сущность». Одним словом, чтобы понять коан, ученику необходимо воспроизвести в себе то же самое состояние сознания, в котором этот коан возник.

Коан требует подъема на качественно новый уровень сознания, так как на обычном уровне подобные высказывания просто бессмысленны. Дзэн требует: «Чтобы результатом медитирования стало озарение, нужно иметь несгибаемую волю, подкрепляемую абсолютной верой, и крепкое душевное и физическое здоровье».

Целью коана является просветление, или «сатори», то есть непосредственное усмотрение природы вещей, минуя логические ступени. В сатори происходит иллюзорное слияние мыслителя и мышления, причем не только с личным сознанием, но и неким универсальным умом, для чего с его помощью нужно преодолеть собственный ум.

Итак, получается, что общение между наставником и верующим в дзэн-буддизме реализуется на интуитивном уровне мышления. Вообще все делается для того, чтобы освободить сознание от рефлексии, от аналитических, словесных, рассудочных способов самопроявления. «Просветленного индивида, — писал Уоттс, — наполняет ясная уверенность в том, что вселенная в точности такая, какая она есть в этот момент как целое и в каждой своей части, так совершенно правильна, что не нуждается ни в объяснении, ни в оправдании, кроме указания на то, что она просто существует. Существование не только перестает быть проблемой; разум настолько поражен чудом самоочевидной и убедительной пригодности вещей, как они существуют, включая то, что первоначально казалось очень плохим, что он не может найти слов, достаточно сильных, чтобы выразить совершенство и красоту переживания».

Дзэн-буддизм выдвигает требование безучастно-созерцательного отношения к реальной действительности как специфической формы пассивного примирения с ней. С этой точки зрения образцом поведения становится «осторожное» действие, «то, что дзэн имеет в виду под позицией беспристрастности». Согласно Уоттсу, при такой позиции человек «обладает полной внутренней свободой, но в отличие от вольнодумца он не бунтует против социальных установлений и не пытается оправдать себя во всем, подобно лицемеру. Он в полном ладу с самим собой и с природным миром .».

Дзэновское состояния достигается с помощью трех приемов: дзад-зэн — дзэновской формы медитации, коан — кратких, абсурдно звучащих загадок без логических отгадок, благодаря которым буддистский «срединный путь» трансформировался в дзэне в «путь парадоксов», и мондо - бесед «огневой скорости». В результате вся дзэновская культурная традиция направлялась против европейской рациональности, которая, как полагали дзэнисты, заковала цивилизацию в оковы разума. Наступило время разбить оковы, вернуть людям стихийности мировосприятия.

Идеал дзэн - быстрейшее применение на практике моментов истины, достигнутых в процессе медитации. Средство к этому — труд. Поэтому для дзэнистов девиз «Кто не работает, тот не ест» является самым действенным Дзэн-буддисты верят, что труд препятствует лени и праздности, делает ум и тело крепкими. Д.Т. Суззуки писал: «Если бы дзэн не оставался вереи этому идеалу, то он превратился бы в усыпляющую и шаблонную систему, и в результате все сокровища, заботливо накопленные мастерами Китая и Японии, были бы утрачены, . дело в том, что если и есть что-то, на чем дзэнистские учителя особенно настаивают как на практическом выражении своей веры, то это служение другим, выполнение работы для других, причем скрытно, не напоминая, не оповещая других об этом». В восточном варианте дзэн-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. Он учил, что не следует стремиться к нирване, поскольку едва ли там ожидает что-либо заманчивое. Стоит ли ограничивать себя всегда и во всем во имя неопределенной перспективы стать Буддой? Да и зачем все это, для чего? Надо обратить свои взоры к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть?

Именно в таком варианте, выражающем лишь рационалистический эгоизм и гедонизм, американские битники, а за ними и некоторые хиппи и «новые левые» восприняли дзэн-буддизм. Для них не должно было быть никаких усилий, никакой дисциплины, никакой искусственной борьбы для достижения сатори или того, кем каждый был. Т. Рожак писал: «Бесспорно, что битники Сан-Франциско и позднее многие из нашего поколения думали, что они нашли в дзэне то, в чем они нуждаются, и сразу приступили к использованию обретенного ими в этой экзотической традиции для оправдания удовлетворения своих нужд». Отброшено же ими было следующее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме: