Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном -
возникновение религииСтраница 4
Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских верованиях мы опять встречаем анимистические представления: домовой - дух, покровительствующий семье, леший - дух леса, водяной – дух водяной стихии, полудница - полевой дух, образы вил (особенно распространены у сербов) - лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного поведения, и т.д.
Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог, Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и ткачества.
Само понятие «бог» исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное.
К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.
Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа майя. Особенно жестока религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые человеческие жертвы.
Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном делался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: даосизм и конфуцианство, которые тесно переплетены между собой. По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно стать бездействие. Всякое стремление что-то сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель - воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения, устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал культ предков. Каждая крупная родовая группа имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в символ, хранящийся в храме (в раннее время - кукла, затем - табличка).
По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняя почтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов. «Если не соблюдать издревле установленных обрядов,- говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов, и разовьется разврат со всеми его преступлениями . Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь - исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие».
Другое по теме:
Таинство священства
В этой главе мы рассмотрим сущность церкви, специфику церковного священства. Также рассмотрим образование церковной иерархии, ритуал избрания церковной иерархии, а так же основные церковные саны. ...
Ценностные ориентации возрастной группы 40-55 лет
Людей в возрасте 40-55 лет, кроме динамики указанных в самом начале ценностей, характеризует наиболее высокое в сравнении с другими возрастными группами место в иерархии распространенности ценности «духовность». Дополнительная к общей динамике указанных выше ценностей ...