Левиратный брак и халица
Страница 11

Материалы » Этюды » Левиратный брак и халица

Abaye поддержал Raba: ‘Так как последнее утверждение представляет мнение раввинов, также и первое заявление, имеющее дело с деревянным протезом, который охвачен кожей, должно представлять мнение раввинов, и, следовательно, искусственная стопа допустима в качестве обуви, годной для халицы’.

Все соглашаются, что деревянный протез, который покрыт кожей, допустим для процедуры халицы.

Вот это хохма! То есть, мудрость .

Очередную бурную волну умствований вызвала следующая мишна.

мишнa. Если невестка исполнила халицу ночью, ее халица действительна. Однако, R. Eleazar расценивает такую халицу как недействительную. Если невестка исполнила её с левой обувью деверя, ее халица недействительна, но R. Eleazar объявляет, что она действительна.

Кто-то неуверенно спрашивает: “Зачем в стихе 9 заповеди халицы записано ‘пусть подойдет невестка его к нему на глазах у старейшин?’

Raba объяснил: “Судьи должны видеть плевок, вылетающий изо рта невестки, потому что в Священном писании написано: ‘пусть подойдет невестка его к нему на глазах у старейшин, и плюнет в лицо ему’. Так же считает R. Judah”.

Какой-то умник напоминает, что ночью в темноте можно не увидеть плевок невестки, поэтому исполненная ночью халица вряд ли может считаться действительной, настоящей.

Ему авторитетно говорят, что Rabbah b. Hiyya из Ктесифона (поселение на юге Ассирии) исполнял халицу ночью, причем с шерстяным носком и в отсутствии других мужчин.

Умник понимающе кивает головой: кто же может пойти против Rabbah b. Hiyya из Ктесифона .

Но Samuel недовольно хмыкает: ‘Как этот самый Rabbah b. Hiyya вознесся! Позволяет себе действовать один в церемонии, где требуется присутствие по крайней мере троих человек!’

На него набрасываются и R. Simeon, и R. Johanan ha-Sandelar, и R. Ishmael сын R. Jose. Последний заявил, что сам видел как R. Ishmael b. Elisha выполнял халицу с войлочным носком, без других мужчин, и это происходило ночью.

Вопрос из зала: ‘А почему халица, исполненная с обувью левой ноги деверя, недействительна? ‘

Вот образчик рассуждений мудрецов «по аналогии с другим местом» (из Торы).

Ulla ответил: ‘Здесь “нога” выведена из той же ноги в контексте случая с прокаженным. Как там текст явно упоминает правую ногу, так и здесь при исполнении халицы она также должна быть правой.’

Напомню, что Ulla ссылается на главу 14 книги Левит, где речь идет об излеченном прокаженном. При приношении жертвы по поводу исцеления от проказы священник должен был проделать определенные действия: «и возьмет священник крови жертвы повинности (ягненка) и возложит священник на край правого уха очищаемого (прокаженного) и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его» (Лев. 14:14), а потом эти же места священник смазывал елеем.

R. Eleazar спрашивает: ‘Откуда выведено, что протыкание уха еврейского раба должно быть выполнено на его правом ухе?’

Ulla отвечает ему: ‘В книге Исход (21:5-6) говорится: «но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, - то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». Мы видим, что здесь использовалось понятие ‘ухо’, но этот же термин 'ухо' также использовался в другом месте, а именно, в Левит 14:14. Поэтому, как там текст явно упоминает правое ухо, точно также и здесь шилом протыкается правое ухо!’

Напомню, что в Исходе (21:5-6) говорится о рабе - еврее, который по закону должен быть отпущен хозяином (господином, который тоже еврей) на свободу на седьмой год. Но если у раба за время рабства появлялись жена и дети, то они на волю не отпускались. Поэтому иногда еврей, чтобы не расставаться с ними, предпочитал остаться в рабстве у господина до конца дней своих.

R. Isaac b. Joseph подвел итог от имени R. Johanan: ‘Утверждение R. Eleazar’а в мишне, что халица, проведенная с левой обувью деверя действительна, должно быть полностью изменено. К тому же и первый Tanna постановил, что халица с левой обувью недействительна.’

Какая связь между обувью с левой ноги деверя и правой ногой прокаженного, а также с проколотым ухом раба–еврея, обыкновенному человеку не постичь.

Казалось бы первый Tanna постановил, что халица с левой обувью недействительна и весь разговор. Но не таковы мудрецы. Надо же привести как можно больше доводов по любому поводу, иначе их мудрость никто не заметит.

Кроме того здесь уместно вспомнить о словах раввина доктора Эпштейна, редактора Soncino Талмуда: "Талмуд имеет собственный метод толкования и собственный способ понимания стихов Торы, которые он цитирует".

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Анализ религии как социального общества. Социология религии в России: проблемы и перспективы
Как свидетельствует история человечества, переломные, кризисные периоды его развития характеризуется широким распространением эсхатологического мироощущения, мистических настроений, ростом интереса к религиозной проблематике. А также активным поиском и разработкой нов ...

Религия в современном мире
Нетрадиционные или «новые религии» начали возникать на Западе в 70-80-е гг. ХХ в. По утверждению некоторых экспертов, там насчитывается от 1500 до 5000 «новых религий». Многие из них представляют собой перенесенные на чужеродную почву традиционные религиозные учения В ...