О человеческих жертвоприношениях
Страница 12

Материалы » Этюды » О человеческих жертвоприношениях

Другой эпизод с жертвоприношением описан в книге Судей гл.11.

Некто Иеффай (евр. Ифтах), который возглавлял еврейское войско в войне с аммонитянами, перед решающей битвой дал обет Иегове, что если тот (Иегова) поможет победить аммонитян, то по возвращении домой Иеффай принесет во всесожжние своему богу первое, что выйдет к нему навстречу из ворот его дома. Первой, кого увидел Иеффай, была его дочь. Через некоторое время “он совершил над нею обет свой”. (Судей 11:39)

Казалось бы написано однозначно: “он совершил над нею обет свой”. Еврей Фейхтвангер в своем романе “Иеффай и его дочь” подробно описывает, как отец сам приносит в жертву свою дочь. Но у раввинов другое видение текста Торы.

Какие увертки находят евреи в этом случае? Одни мудрецы заявляют, что Иеффай не принес свою дочь в жертву всесожжения, но только обрек её на постоянное девство, и его горе состояло только в том, что его род не мог размножаться через неё. Другие намекают на случай с Саулом, который однажды также обещал подобное, и, без сомнения, он умертвил бы своего сына Ионафана ради клятвы, если бы народ не запретил ему (1 Царств 14:39 - 45).

И хотя в случае с дочерью Иеффая о народе не сказано ни слова, намек этот используется учеными евреями как “весомый” аргумент.

Рассмотрим другие места в Торе, связанные с жертвоприношениями.

В кн. Исход гл. 13 ст. 1 - 2 читаем: "И говорил Иегова, обращаясь к Моше, так: Посвяти мне каждого первенца, открывающего всякую утробу, у сынов Израиля - человека и скота, - мне они принадлежат ". (См. также Исх. 22:28-29,34:19-20, Числа 8:17, 18:14-16). Вероятно, даже Моисей перепугался: "Как же так? У моих сыновей первенцы появятся, и их нужно будет отдавать богу?"; Иегова, похоже, смягчился и разрешил первенцев выкупать.

Моисей вышел к народу и объявил среди прочего: "Отделяй Иегове всё, разверзающее ложесна; и первородное из скота, какой у тебя будет мужского пола, - Иегове. А всякого из ослов, разверзающего замени агнцем, а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из твоих выкупай”.

В еврейском переводе это звучит более определенно: "Каждый первенец, вышедший из материнской утробы, принадлежит мне (Иегове), и из всего поголовья скота твоего отделяй первенцев самцов -бычков, козлят и ягнят; а осленка, первым вышедшем из материнской утробы, выкупи (т.к. ослиное поголовье не годилось для жертвоприношений, было несъедобно), обменяв его на ягненка; если же не выкупишь, то проломи ему затылок (в английской Библии: "сверни ему шею"). Каждого своего сына - первенца выкупи, и не являйтесь пред лицо мое с пустыми руками" (Исх. 34:19-20, Тора, изд. "Шамир", Москва, 1993). В настоящее время величина выкупа составляет примерно 96 граммов чистого серебра.

Законно возникает вопрос: А кого из детишек не могли выкупить, что было с ними?

Здесь необходимо отметить, что никакого комментария, объясняющего, что было с невыкупленными детьми, у толкователей Торы нет. Даже великий и праведный Раши, который обычно отыскивает объяснение практически каждому слову Торы, в данном случае не нашелся сказать что-либо подобающее.

О детском садике при Иерусалимском храме в Торе нет ни слова. Получается, что невыкупленных первенцев “посвящали” еврейскому богу, то есть отправляли на жертвенник для создания ‘приятного благоухания’.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Знахарство
Знахарство – это совокупность верований и обрядов, связанных с врачевательством. Очевидно, что основу магического врачевания составляет народная медицина, то есть совокупность более или менее целесообразных приёмов лечения, выработанных стихийным тысячелетним опытом. ...

Доктринальный плюрализм и практика индульгенций как предпосылка формирования доктрины оправдания верой.
Одним из важнейших аспектов средневекового богословия стало формирование «богословских школ», каждая из которых имела свои взгляды на тот или иной богословский вопрос. Этому способствовало возникновение и широкое распространение университетов и школ в Европе, которые ...