О человеческих жертвоприношениях
Страница 12

Материалы » Этюды » О человеческих жертвоприношениях

Другой эпизод с жертвоприношением описан в книге Судей гл.11.

Некто Иеффай (евр. Ифтах), который возглавлял еврейское войско в войне с аммонитянами, перед решающей битвой дал обет Иегове, что если тот (Иегова) поможет победить аммонитян, то по возвращении домой Иеффай принесет во всесожжние своему богу первое, что выйдет к нему навстречу из ворот его дома. Первой, кого увидел Иеффай, была его дочь. Через некоторое время “он совершил над нею обет свой”. (Судей 11:39)

Казалось бы написано однозначно: “он совершил над нею обет свой”. Еврей Фейхтвангер в своем романе “Иеффай и его дочь” подробно описывает, как отец сам приносит в жертву свою дочь. Но у раввинов другое видение текста Торы.

Какие увертки находят евреи в этом случае? Одни мудрецы заявляют, что Иеффай не принес свою дочь в жертву всесожжения, но только обрек её на постоянное девство, и его горе состояло только в том, что его род не мог размножаться через неё. Другие намекают на случай с Саулом, который однажды также обещал подобное, и, без сомнения, он умертвил бы своего сына Ионафана ради клятвы, если бы народ не запретил ему (1 Царств 14:39 - 45).

И хотя в случае с дочерью Иеффая о народе не сказано ни слова, намек этот используется учеными евреями как “весомый” аргумент.

Рассмотрим другие места в Торе, связанные с жертвоприношениями.

В кн. Исход гл. 13 ст. 1 - 2 читаем: "И говорил Иегова, обращаясь к Моше, так: Посвяти мне каждого первенца, открывающего всякую утробу, у сынов Израиля - человека и скота, - мне они принадлежат ". (См. также Исх. 22:28-29,34:19-20, Числа 8:17, 18:14-16). Вероятно, даже Моисей перепугался: "Как же так? У моих сыновей первенцы появятся, и их нужно будет отдавать богу?"; Иегова, похоже, смягчился и разрешил первенцев выкупать.

Моисей вышел к народу и объявил среди прочего: "Отделяй Иегове всё, разверзающее ложесна; и первородное из скота, какой у тебя будет мужского пола, - Иегове. А всякого из ослов, разверзающего замени агнцем, а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из твоих выкупай”.

В еврейском переводе это звучит более определенно: "Каждый первенец, вышедший из материнской утробы, принадлежит мне (Иегове), и из всего поголовья скота твоего отделяй первенцев самцов -бычков, козлят и ягнят; а осленка, первым вышедшем из материнской утробы, выкупи (т.к. ослиное поголовье не годилось для жертвоприношений, было несъедобно), обменяв его на ягненка; если же не выкупишь, то проломи ему затылок (в английской Библии: "сверни ему шею"). Каждого своего сына - первенца выкупи, и не являйтесь пред лицо мое с пустыми руками" (Исх. 34:19-20, Тора, изд. "Шамир", Москва, 1993). В настоящее время величина выкупа составляет примерно 96 граммов чистого серебра.

Законно возникает вопрос: А кого из детишек не могли выкупить, что было с ними?

Здесь необходимо отметить, что никакого комментария, объясняющего, что было с невыкупленными детьми, у толкователей Торы нет. Даже великий и праведный Раши, который обычно отыскивает объяснение практически каждому слову Торы, в данном случае не нашелся сказать что-либо подобающее.

О детском садике при Иерусалимском храме в Торе нет ни слова. Получается, что невыкупленных первенцев “посвящали” еврейскому богу, то есть отправляли на жертвенник для создания ‘приятного благоухания’.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Родоплеменные религии
Основоположником сравнительного изучения религии был английский языковед М. Мюллер (1823— 1900). На основании сравнения общих названий божеств в различных индогерманских языках им была сделана попытка найти общую прарелигию первобытной индогерманской эпохи. Установлен ...

О закваске (Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)
“Три меры муки” символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые благодать Божия преображает. Она просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волю в добрых делах, умиротворяет и очищает чувства, вселяя в человека светлую радость. Ничто на зем ...