Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой
Страница 7

Материалы » Этюды » Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой

В отношении такого понимания слово совершил мы находим у святых отцов достаточно часто. Мысль Григория Богослова: «Главное одно, Мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму».

Григорий Палама пишет: «…но естество, которое ради нас приняв, Он новосоделал, соединившись с ним по ипостаси, Он Сам совершил (сделал совершенным)».

( Здесь возникает вопрос: Чего ждала Троица так долго с момента совершения греха до его «исправления»? Если исправить поврежденную натуру человека можно было только посредством Жертвы Христовой и никак иначе, чего же было ждать более тысячи лет?).

Проф. продолжает.

Возникает не менее сложный вопрос. Если Он совершил человеческую природу, если каждый из нас обладает этой человеческой природой, то где же это совершенство? В ком? В ком из нас? Поэтому давайте посмотрим, что значит “Он совершил”.

Вот мысли святых отцов.

Афанасий Великий: «Поскольку естество человеческое, претерпев изменения, оставило правду и возлюбило беззаконие, Единородный сделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие».

Кирилл Александрийский: «…А кроме того, - пишет он, -благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния, чтобы побежденные силою Слова прекращались с преобразованием природы в первом Христе (Адаме) в некое лучшее состояние, таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе, как в начатке, природа человека возводилась в обновлении жизни, почему и вторым Адамом назван в Божественных Писаниях». Он так же говорит: «Первый, в ком произошло преобразование природы, это Христос». Далее возникает другой вопрос: а что нам от этого? Что нам от того, что во Христе произошло преобразование природы, что в Себе Самом Он исцелил принятую поврежденную натуру. Вот оказывается что. Таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе, как в начатке, природа человека возводилась в обновление жизни.

(Церковно – славянское начатки – это на современном языке первые плоды, всё первое).

Иоанн Дамаскин пишет: «Он, потому что уделил нам лучшее, и мы не сохранили (речь идет о творении), принимает худшее, разумея наше естество, для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию».

Максим Исповедник: «Чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить его в естестве человеческом и совлечь с Себя во время крестной смерти начало и власти». Под началом и властью разумеются духи злобы, о которых пишет ап. Павел. Опять подчеркивается, во – первых, Себя, т.е. в Нем произошло, во-вторых, во время Крестной Смерти, опять указывает на страдания Апостол в Послании к евреям.

Он же Максим Исповедник пишет: « Он был не просто человек, а Бог вочеловечевшийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человека».

Итак, возобновив в Себе человека, соделал его новым из ветхого. Таким образом, Слово священнодействовало в себе наше воссоздание.

Григорий Палама (XIV век) пишет: «Облекаясь же во Христа - нового Адама, который нарушил повинное естество, соделал новым в Себе, восприняв его от действенных кровей, как соблаговолил, и Собою оправдал его».

Вот мысль, которая пронизывает все священные предания церкви. Для этого приводятся примеры не только одного святого отца, который может высказать свою только точку зрения и которая может подчас не отвечать всецерковному созданию, а десяток высказываний святых отцов, чтоб мы видели , что это учение свидетельствует о том, что Христос в Себе Самом воссоздал наше падшее естество и исцелил его, т. е. , что во-первых, взял и соединился с поврежденным первородным грехом естеством, во-вторых, что Он в Самом Себе исцелил его, воссоздал его.

Существует целый ряд сочинений, которые приводят именно эту точку зрения, но все эти сочинения к сожалению поздние. Они могли появится только тогда, когда начались переводы святых отцов на русский язык.

Алексей Бургов «Православное догматическое учение о первородном грехе», 1904 года издания, Илларион Троицкий архимандрит, архиепископ инспектор нашей академии , интересная статья «Богословие и свобода церкви» 1905 год, Катанский «Догматическое учение церкви о таинствах. Первые три века христианства» 1876 год, Кремлевский «Первородный грех по учению блаженного Августина японского» 1902 год. Очень интересная статья о грехе, как раз касающаяся этой проблематики «Православно- богословская энциклопедия», статья «Грех» 1903 г. Павел Светлов, известный профессор Киевский «О недостатке Западного Богословия в учении об искуплении» 1893г., Сергий Страгородский будущий патриарх «Православное учение о спасении», Тарасий Кругоновский иероманах «Перелом в древне- русском Богословии», издание начала нашего века.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Любовь – свобода и бессмертие личности
В троичном богословии особое значение принадлежит тому положению, что Бог «существует» благодаря Личности, Отцу, а не благодаря сущности. И поскольку значение этого положения имеет не просто теоретический или академический, а глубоко жизненный характер, необходимо его ...

Классификация профессий
Для сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было вьщелено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руководитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, М ...