О божественных свойствах
Страница 4

Если предположить, что Бог не вседоволен или не всеблаженен, тогда, по мнению Неплюева Н.Н. мы не можем не усомниться и во всех остальных свойствах Бога; мы не можем не усомниться в самом существовании Его; тогда лишаем разум всякого знания, а сердце лишаем всякой надежды. Вот что по этому поводу говорил сам Николай Николаевич: «Воля Божья есть абсолютное добро и абсолютная мудрость. Как же может всемогущий Бог не быть всегда доволен Собою и всеми своими делами? Как же может всеведущий Бог терять блаженное спокойствие духа, когда за мимолетным уклонением от правды, добра и счастья Он непрестанно видит конечную победу добра и вечное блаженство, которое и есть неизменная, согласная с волей Его правда бытия, та благая и разумная цель, к которой Он благими и разумными путями ведет Свое творение.

Если мы усомнимся в том, что Творец мира вседоволен и всеблаженен, мы должны усомниться и во всех остальных свойствах Его, усомниться в самом существовании Его, отнять у разума всякую опору и у сердца всякую надежду»[97].

Таким образом, свои размышления об онтологических и духовных свойствах Творца, Неплюев Н.Н. проецирует на практическую жизнь христианина. С признанием божественных совершенств, человек формирует совершенство собственного бытия: «в Боге откровения весь разумный смысл нашего бытия, все основания тихой, спокойной радости нашего сердца, достоинство и сила наша»[98].

Св.Иоанн Дамаскин повествует христианам: «Божество беспредельно и непостижимо. И, что только одно то: беспредельность и непостижимость в Нем – постижимо. А что говорим о Боге утвердительно, показывает не при роду Его, а то, что – около природы. Назовешь ли ты Его благим, или праведным, или мудрым, или чем бы то ни было другим, ты скажешь не о природе Бога, но о том, что – около природы. Также некоторое, что о Боге говорится утвердительно, имеет значение превосходного отрицания; как например, говоря о мраке в отношении к Богу, мы разумеем не мрак, но то, что не есть свет, а – выше света; и говоря о свете, разумеем то, что не есть мрак»[99].

Николай Николаевич Неплюев не делает данной оговорки, но и не лишает божественных свойств превосходного абсолюта, характеризуя совершенство Бога. Размышляя о свойствах Бога, Неплюев Н.Н. не приземляет понятия о Нем, но раскрывает то, что логически возможно помыслить о Творце совершенном. В данном вопросе Неплюев Н.Н. также не отклоняется от святоотеческой православной мысли. Он лишь стремиться обозначить грань разумного богопознания.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Религиозный состав населения России начала XXI
В течение последнего десятилетия ХХ в. структура религиозного прост-ранства России существенно изменилась. К началу 1990-х гг. она была представлена всего 15 – 20 религиозными направлениями [2]. Поскольку истори-чески носителями определенных религий были коренные этно ...

Изменения в верованиях народов Сибири с XVII в
С XVII в., а особенно с XVIII в., среди народов Сибири начало распространяться христианство (православие), принесенное русскими миссионерами. Но по большей части население крестилось только формально. Повсюду фактически сохранялись старые верования, однако постепенно ...