Грехопадение первых людей и его последствия
Страница 1

Православное понимание событий грехопадения первых людей таково: «Невинное и блаженное состояние прародителей не было состоянием неизменным и не досталось в удел их потомкам. Бытописатель не указывает, как долго жили прародители в раю, но говорит, что они нарушили завет с Богом и пали. Возможность падения первых людей заключалась в том, что они стояли еще на пути испытания, и свобода их не была еще совершенно утверждена опытом и навыком в добре. Впрочем ясно, что при тех совершенствах, какими обладали они, и при постоянном их общении с Богом, это было только возможность падения, так что падение их было бы непонятно, если бы бытописание не открывало первоначального источника и причины его вне человека…

Согласно писанию бытописателя (Быт.3:1-6), грех проник в человеческую природу под влиянием змея-искусителя, который прельстил Еву к преступлению заповеди. Под змеем-искусителем в собственном смысле нужно разуметь не обыкновенного змея, но особое существо – духовное, разумное и при этом злое, которое только пользовалось змеем-животным, как орудием искушением»[132].

Подобным образом повествует Неплюев Н.Н. о грехопадение первых людей. Он говорит, что общение с падшим ангелом внушило человеку самомнение и гордость: «Первопричина грехопадения – общение со злом, общение с падшим ангелом, ставшим дьяволом. Он соблазнил первых людей, заразил их гордостью своею; извратил в них святую гармонию духа, научив гордость ума и своеволие поставить выше любви к Богу и смиренного подчинения святой воле Его.

И первые люди захотели стать равными Богу, испробовать добро и зло. Единомыслие и единодушие с Богом было нарушено, они сознательно поставили ощущение и разум выше любви»[133].

Грех, совершенный прародителями в раю, сопровождался разнообразными гибельными последствиями для человечества, то есть как для самих прародителей, так и для всего происшедшего от согрешивших потомства[134].

Неплюев Н.Н. говорит, что по грехопадению люди стали духовно нагими перед Богом; святость Его стала для них укором; когда люди устыдились духовной своей наготы, тогда и огрубело их тело, и они стали носить кожаные одежды. Вот, как описывает Неплюев духовные изменения человека по грехопадению: «С этой минуты святость Божья стала для них укором и общение с Ним мучительно: они устыдились духовной наготы своей. Постигшая их кара состояла в том, что Господь предоставил крамольным созданиям своим испытать логичные последствия своеволия. Они устыдились духовной наготы своей – Он одел на них кожаные одежды, которые, по толкованию святого Григория Богослова, были не что иное, как то грубое тело, которое мы и теперь носим. В этом теле мы лишены видения силы и славы Божьей, можем, если того желаем, не только забыть о Господе Боге, но даже уверить себя в том, что Его совсем не существует; можно, таким образом, совершенно самостоятельно выбирать добро или зло, заслужить прощение и вечное блаженство общения с Богом и верными чадами Его или убедиться, что мы этого блаженного общения недостойны»[135].

По Неплюеву Н.Н., за грехопадение людей явилась кара – наказание Божие. Господь предоставил людям испытать логичные последствия своеволия, то есть предоставил им испытать жизнь вне Себя: «Постигшая их кара состояла в том, что Господь предоставил крамольным созданиям своим испытать логичные последствия своеволия…»[136], и еще: «Они не захотели подчиняться благой воле Божьей. Он предоставил им испытать жизнь вне Царства Божьего»[137]. В данном вопросе Неплюев Н.Н. оригинален. Он выступает здесь с аллегорическим толкованием бытописания, в отличие например от св.Иоанна Дамаскина, который более буквально передает слова Писания: «И так человека, обольщенного этим нападением виновника зла – демона и не соблювшего заповеди Творца, и лишившегося благодати, и совлекшего с себя дерзновение, которое он имел к Богу…, ставшего изгнанным из рая и осужденного на смерть, и подчиненного тлению, – не презрел Сострадательный, давший ему бытие; но, прежде воспитывал его многими способами и призывал к обращению…»[138].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Христиане
Автор «Христианского мировоззрения» довольно ярко характеризует истинного христианина. Он стремился во всех, называющих себя православными, пробудить истинно христианский дух. Неплюев Н.Н. представляет христианина человеком, который исповедует Иисуса Христа, явившего ...

Вера в загробное воздаяние
В эпоху Среднего царства складывается и наиболее характерная идея египетского заупокойного культа — идея суда над душами умерших. Этой идеи еще нет в Текстах пирамид, а в памятниках Среднего царства она уже есть. Судьей душ считался сам Осирис, а помощниками его—боги ...