Грехопадение первых людей и его последствия
Страница 1

Православное понимание событий грехопадения первых людей таково: «Невинное и блаженное состояние прародителей не было состоянием неизменным и не досталось в удел их потомкам. Бытописатель не указывает, как долго жили прародители в раю, но говорит, что они нарушили завет с Богом и пали. Возможность падения первых людей заключалась в том, что они стояли еще на пути испытания, и свобода их не была еще совершенно утверждена опытом и навыком в добре. Впрочем ясно, что при тех совершенствах, какими обладали они, и при постоянном их общении с Богом, это было только возможность падения, так что падение их было бы непонятно, если бы бытописание не открывало первоначального источника и причины его вне человека…

Согласно писанию бытописателя (Быт.3:1-6), грех проник в человеческую природу под влиянием змея-искусителя, который прельстил Еву к преступлению заповеди. Под змеем-искусителем в собственном смысле нужно разуметь не обыкновенного змея, но особое существо – духовное, разумное и при этом злое, которое только пользовалось змеем-животным, как орудием искушением»[132].

Подобным образом повествует Неплюев Н.Н. о грехопадение первых людей. Он говорит, что общение с падшим ангелом внушило человеку самомнение и гордость: «Первопричина грехопадения – общение со злом, общение с падшим ангелом, ставшим дьяволом. Он соблазнил первых людей, заразил их гордостью своею; извратил в них святую гармонию духа, научив гордость ума и своеволие поставить выше любви к Богу и смиренного подчинения святой воле Его.

И первые люди захотели стать равными Богу, испробовать добро и зло. Единомыслие и единодушие с Богом было нарушено, они сознательно поставили ощущение и разум выше любви»[133].

Грех, совершенный прародителями в раю, сопровождался разнообразными гибельными последствиями для человечества, то есть как для самих прародителей, так и для всего происшедшего от согрешивших потомства[134].

Неплюев Н.Н. говорит, что по грехопадению люди стали духовно нагими перед Богом; святость Его стала для них укором; когда люди устыдились духовной своей наготы, тогда и огрубело их тело, и они стали носить кожаные одежды. Вот, как описывает Неплюев духовные изменения человека по грехопадению: «С этой минуты святость Божья стала для них укором и общение с Ним мучительно: они устыдились духовной наготы своей. Постигшая их кара состояла в том, что Господь предоставил крамольным созданиям своим испытать логичные последствия своеволия. Они устыдились духовной наготы своей – Он одел на них кожаные одежды, которые, по толкованию святого Григория Богослова, были не что иное, как то грубое тело, которое мы и теперь носим. В этом теле мы лишены видения силы и славы Божьей, можем, если того желаем, не только забыть о Господе Боге, но даже уверить себя в том, что Его совсем не существует; можно, таким образом, совершенно самостоятельно выбирать добро или зло, заслужить прощение и вечное блаженство общения с Богом и верными чадами Его или убедиться, что мы этого блаженного общения недостойны»[135].

По Неплюеву Н.Н., за грехопадение людей явилась кара – наказание Божие. Господь предоставил людям испытать логичные последствия своеволия, то есть предоставил им испытать жизнь вне Себя: «Постигшая их кара состояла в том, что Господь предоставил крамольным созданиям своим испытать логичные последствия своеволия…»[136], и еще: «Они не захотели подчиняться благой воле Божьей. Он предоставил им испытать жизнь вне Царства Божьего»[137]. В данном вопросе Неплюев Н.Н. оригинален. Он выступает здесь с аллегорическим толкованием бытописания, в отличие например от св.Иоанна Дамаскина, который более буквально передает слова Писания: «И так человека, обольщенного этим нападением виновника зла – демона и не соблювшего заповеди Творца, и лишившегося благодати, и совлекшего с себя дерзновение, которое он имел к Богу…, ставшего изгнанным из рая и осужденного на смерть, и подчиненного тлению, – не презрел Сострадательный, давший ему бытие; но, прежде воспитывал его многими способами и призывал к обращению…»[138].

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Погребальный ритуал
Перед смертью умирающий исповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду. В память умершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность приня ...

Коран и Сунна – «священные книги» мусульман
Коран - величайший памятник исламской духовной культуры, «священная книга» мусульман. Ее используют в ритуальных целях и читают на досуге. Коран переведен на все европейские языки, его изучают, приобщаясь к сокровищнице восточной религиозной мысли. Название «священной ...