Негодная плоть, как последствие грехопадения
Страница 1

Неплюев Н.Н. говорит, что после грехопадения Адама и Евы, Господь оставил первым людям их, теперь полную несовершенств, плоть – негодную плоть. Тогда, в такой негодной плоти, Адам познал Еву и у них стало рождаться потомство: «Только после грехопадения, после того, как Адам и помощник его Ева облеклись в глубокую плоть – кожаные одежды тела, Адам познал Еву, т.е. вступил с нею в супружеские отношения. У них стали рождаться дети…»[142]. Существовал ли в каком-либо виде брак до грехопадения, в раю? Об этом Неплюев Н.Н. прямо не говорит, но из его слов можно увидеть, что мыслил он в этом вопросе подобно свт.Иоанну Златоусту и некоторым другим свв.Отцам Церкви., которые прямо утверждали, что тогда брака не было. Но как определить брак? Если определять брак в категориях римского права, рассматривать брак как утилитарный детопроизводительный институт, тогда можно сказать, что в раю для брака места не было.

Далее, подтверждая слова апостола Павла (5:12), Неплюев Н.Н. говорит, что эта негодная плоть распространилась на всех потомков, теперь все родители рождают негодную плоть. Бог же определяет в каждую негодную плоть индивидуальную душу: «…от родителей рождалась плоть, души не рождались от душ родительских»[143].

Души, которыми Господь наделяет человеческую плоть, обладают определенными дарами и свободным самоопределением в добре или во зле. Примером для Неплюева служат два ветхозаветных брата – Каин и Авель: «…и люди, рожденные от тех же родителей, возросшие при совершенно однородных обстоятельствах, могут быть так несхожи по настроению духа, как родные братья, кроткий Авель и первый человекоубийца Каин»[144].

Неплюев Н.Н. говорит, что для каждой души человеческой и для человекоубийцы, и для кроткого у Бога индивидуальный подход, но желает Он одного – чтобы праведный удержался в своей праведности, а злодей исправил свою жизнь. Однако метод принуждения и насилия над человеческой свободой не приемлется Господом. Бог ждет добровольного обращения человеческого сердца к святости, ведь только так человек становиться членом Царства Небесного. Таким образом, по Неплюеву, Каин и Авель избрали свой путь: «Всегда неизменно справедливый Бог не почел возможным относиться безразлично и к доброму Авелю, и к злому Каину, что может служить первым из многочисленных доказательств того, как неосновательна столь часто раздающаяся в настоящее время проповедь всепрощения в смысле полного безразличия и благодушной уживчивости.

И Авель, и Каин желали получить от Бога великие и богатые милости, и тот и другой обращались к Нему с молитвою, приносили Ему жертвы, но приняты были только молитвы и жертвы доброго Авеля, а молитвы и жертвы злого Каина были отвергнуты, не потому, что Господь желал Авелю больше добра, а потому, что злой Каин желал не того, что едино на потребу, а того, что он себе желал, Господь не мог дать ему без вреда для него, а дать ему совсем не того, чего он просит, было бы насилием на добро, которого, как и всякого насилия, гнушается Господь»[145].

Каин, по Неплюеву Н.Н., не смог последовать Божьему внушению и проявил свой губительный эгоизм. Каинов эгоизм – это прототип всего человечества, это потенциальное явление негодной плоти: «Прототип всех грубых эгоистов, Каин обвинял не себя, а Бога и доброго Авеля, не раскаялся, а озлобился, не воспользовался добрым примером, а счел его себе за оскорбительную укоризну и, как истый практический делец, чуждый всяких сентиментальных предрассудков, не остановился ни перед какими препятствиями, не погнушался никакими средствами, чтобы исполнить волю свою: добрый Авель колол ему глаза – он убил его.

Когда Господь, призывая его к раскаянию, сказал ему, Где Авель, брат твой? Он ответил знаменитою, столь часто и ныне повторяемою каинами всех веков и всех народов формулою грубого, самодовольного эгоизма: Разве я сторож брату моему? (Быт.4,9)»[146].

По Неплюеву Н.Н. эгоизм, который является естественным проявлением негодной плоти, составляет постоянный конфликт между Богом и человеком. Эгоизм, по Неплюеву, является тяжелейшим препятствием для человека на пути богопознания, но действенным и удобным для приобретения благ тленных, земных: «В этом библейском рассказе (о Каине и Авеле) вся скорбная эпопея отношений к Богу и верным чадам Его тех детей мира сего, которые, не разбирая средств, стремятся к эгоистическим целям, не любя Бога, отрицают Его бытие или стараются сделать Его послушным орудием своим, не разбирая средств, легко побеждают более совестливых соперников своих на жизненной бирже, гордятся успехами своих злодеяний и, предпочитая вдохновению любви радости земли, являются негодною плотью мертвою для Царства Небесного, в очах Божьих

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Религиозная личность: факторы, влияющие на ее формирование
В работах 60-х годов Оллпорт предложил социально-психологическую типологию религиозных личностей, выделив два основных типа. К первому он отнес людей, для которых религия — лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви, ...

Народные земледельческие культы. Умирающие и воскресающие боги
Наряду с официальным культом богов-покровителей государства и культом царей сохранялись и другие, несомненно глубоко древние и чисто народные культы. Прежде всего, земледельческий культ божеств растительности и плодородия. Почиталось женское божество, богиня плодороди ...