Царство ощущений. Первая ступень высшей дисгармонии духа
Страница 2

Материалы » Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н. » Царство ощущений. Первая ступень высшей дисгармонии духа

В Боге представители этой низшей степени дисгармонии видят или абсолютно равнодушную сущность, или же карающую силу, которая причиняет страдание рабам ощущений: «…(они) или отрицают Бога, как фиксацию, не способную произвести никакого воздействия на ощущения, или страшатся, как грозной силы, способной причинять страдания, заставить испытывать неприятные ощущения и ныне и во веки веков»[388].

Мировоззрение скотоподобных людей, по мнению Неплюева Н.Н., сводится ко всему земному, ко всему «…изведанному, перечувствованному, причем все существующее разделяется на доброе и злое соответственно тому, приятные или неприятные ощущения получились в результате пережитого опыта»[389].

В состоянии дисгармонии духа, когда ощущения становятся самоцелью, когда удовольствия – это единственно возвышенное состояние человека, тогда в человеке формируется соответственное мировоззрение, которое разрушительно действует не только на саму личность, но и драматически отражается на окружающих.

Типы людей, стоящих на низшей стадии дисгармонии духа, очень разнообразны, но все они имеют одну общую отличительную черту: преобладание над любовью и разумом ощущений, все равно, каковы бы ни были эти ощущения: чувственность, гордость, корыстолюбие, жестокость, лень, жажда развлечений. Неплюев Н.Н. называет ощущениями все, что не есть любовь и разум. Для него, например: «…гордость есть ощущение превосходства, корыстолюбие – ощущение обладания, жестокость – ощущение удовлетворенной злобы, лень – ощущение покоя, жажда развлечений – ощущение веселой беззаботности и т.д.»[390].

Николай Николаевич предстает перед нами как глубокий психолог вскрывающий мотивы человеческого скотоподобства, и, как христианин, сердечно сопереживающий заблудшим овцам Отца Небесного. Такую мировоззренческую картину он обнаруживает на данной ступени дисгармонии: «Идеал – земной рай ощущений.

Нравственность – подкуп Бога и общественного мнения.

Гордость – неизбежна в пору избытка сил и переходит в полное отсутствие чувства собственного достоинства в пору старческой немощи.

Гнев – легко вызывается всяким препятствием для удовлетворения чувственных желаний и не сдерживается ни благоразумием, ни жалостью.

Эгоизм – убежденный в своей правоте, самоуверенный, гордый, торжествующий.

Уныние – мрачное, безнадежное, легко переходящее в отчаяние, когда пьянство жизни невозможно.

Радость заменяется грубым весельем или тупым довольством сытости, но никогда не может быть светлою, тихою и тем более вдохновенною.

Совесть молчит или укоряет за упущенную возможность испытать приятные ощущения.

Честь полагается в возможно широком удовлетворении жажды ощущений и возможно большем накоплении средств для их удовлетворения.

Долг – возможно больше сделать для себя и возможно меньше для других.

Самопожертвование – глупая сентиментальность.

Братолюбие – смешная утопия, а братство – тюрьма, совершенно исключающая возможность свободы царства ощущений.

Религия носит чисто материалистический характер задабривания Бога и вельмож Его двора дарами, лестью, рабской покорностью буквы обряда. Богоугодным считают золото, дороговизну приношений, величину храмов, гул, гром, треск, блеск, количество слов и продолжительность благочестивых упражнений, никогда, однако, не доходя до самоотвержения аскетизма.

Основы жизни – чувственность, корысть и страх.

Сдерживающие начала – грубая сила и соображения корысти и страха.

Путь – борьба за существование и насилие на законном основании, когда страх не дозволяет оставить закон без внимания.

Истина – выгода.

Жизнь – чувственные наслаждения.

Наука – средство обеспечить за собою приятные ощущения и избегнуть неприятных.

Искусство – средство увеличить комфорт жизни.

Литература – средство переживать приятные ощущения в воображении.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Будда реальный и Будда из легенд.
В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его ж ...

Жрецы, храмы
Жречество в Греции не составляло особой корпорации, тем более замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах отдельных богов; в их обязанности входило повседневное обслуживание культа бога, принесение регулярных жертв, украшение статуи бога, ритуал ...