Царство разума. Первая ступень дисгармонии духа
Страница 1

Материалы » Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н. » Царство разума. Первая ступень дисгармонии духа

Сравнивая с периодом господства ощущений, царство разума, Неплюев Н.Н. определяет преддверием царства любви. К царству ощущений оно относится, как чистилище к аду[410].

Неплюев Н.Н. предлагает изобразить человеческую жизнь и настроение в зависимости от новой комбинации духовных свойств человека, в которой «…разум играет первенствующую роль во всем, намечает деятельности, указывает пути для достижения этих целей, определяет отношения к Богу, ближнему и самому себе, властно господствует над любовью и ощущениями»[411].

Это уже не скотоподобное состояние человека, но, тем не менее, оно так же как и низшая степень дисгармонии духа препятствует совершаться правде Божьей, как в самом человеке, так и в окружающем его мире: «Согласное единой, абсолютной, вечной истине правды Божьей, в христианской гармонии духа место первое принадлежит любви, ей надлежит царствовать. Пока разум добровольно и сознательно не уступит место первое, не станет на принадлежащее ему место второе, вся деятельность его ошибочна, и это прекрасно понято и выражено еще апостолом Павлом, говорившим о людях всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (2 Тим.3:7); знание надмевает, а любовь назидает (1 Кор.8:1). Пока разум находится в положении самозванца, удерживающего при себе в положении слуги своего законного господина любовь, он не делает самого разумного, что он прежде всего сделать должен, без чего не могут быть разумными и дальнейшие его шаги: не додумался до истинного значения любви в экономии жизни мира и не уступил ей добровольного и сознательно подобающее ей место»[412].

Тем не менее, на данной ступени дисгармонии духа человек меняется в своем мировоззрении, в своем отношении к Богу и людям. Отношения к Богу теперь носят не кощунственный характер, как прежде. Бога, как говорит Неплюев Н.Н., «теперь стараются понять» и определенно извлечь из богословия все то, что способно послужить для благополучного существования общества: «Бога стараются понять по мере сил, Христа изучают, из Его учения и примера жизни Его стараются извлечь все, что может послужить на пользу человечеству, сообразно тому, как понимают эту пользу, но не доходят более до наивной дерзости представлений о Боге как о грубом существе: жестоком, корыстном, взбалмошном и чванливом, по образу и подобию рабов ощущений, не смеют более пытаться подкупить Его дарами, бессмысленными оргиями буквы мертвящей и благочестивых упражнений, рабской лестью самодовольных грешников, приближающихся к Нему устами своими. Тут невозможность правильно понять и исповедать Бога истинного и Христа Его зависит от того, что философию христианства ставят на место вдохновения любви, а не делают философию верным слугою и другом царственной любви»[413].

В отличие от безнадежно-мрачного мировоззрения, которое устанавливается царством ощущений, теперь, при господстве разума мировоззрение преображается, оно становится шире, разумнее и стройнее прежнего. Вот, как описывает Неплюев Н.Н. это жизненное настроение: «Идеал: всеведение и всемогущество. …

Нравственность: самоотверженное служение кумиру – науке. …

Гордость сознательная, мотивированная, признаваемая за добродетель и даже за основу всей этики. Холодная надменность разумного существа, обоготворяющего разум и сознающего себя разумным. …

Гнев проявляется чаще в форме оскорбительного презрения ко всему, что кажется неразумным и тем, что кажется провинившимся перед кумиром – разумом. …

Эгоизм сознательный, мотивированный, признаваемый за неотъемлемое священное право под именем индивидуальности. …

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Хасидизм
Хасидизм (от еврейского слова «хасид», в тексте Библии «любящий Бога», «благочестивый») является последним религиозным движением еврейского средневековья. Он возник в начале XVIII века в среде евреев Украины. У истоков движения стоял Израиль бен Элиэзер (1700-1760 гг. ...

История возникновения христианства
История христианской религии насчитывает более двух тысяч лет. Но человечество, прежде чем отдать предпочтение этой мировой религии, прошло большой исторический путь. На протяжении его формировались религиозные представления и верования. Христианство основано на учени ...