Наука и искусство. Календарь

Материалы » Культура дохристианской Скандинавии » Наука и искусство. Календарь

Зачатки астрономии скандинавы принесли с собою с востока. Об этом свидетельствуют схожие сюжеты мифов, где посредством аллегорий передаются знания по астрономии. Знамениты строки стихотворения «Речи Гримнира», где говорится, что в день Рагнарёк из 540 врат Вальхаллы выйдет по 800 эйнхерий (павших воинов, ныне живущих в Вальхалле). То есть всего получается 432000 воинов. Это число упоминается во многих древнейших восточных преданиях. Более того – оно связано с прецессией весеннего равноденствия. Очень интересные выводы из этого делает Г. Хэнкок в книге «Следы богов». [24]

Что касается собственно скандинавского календаря, то эти сведения мы находим у А. Стриннгольма. «Они имели понятие о долготе солнечного года и необходимости високосных дней. Год разделялся на две половины: зимнюю и летнюю и считался с начала зимы, по древнему баснословному учению, что тьма и холод древнее света и тепла, а исполины [25] древнее асов, оттого и зима считалась старше лета». [26] Год состоял из 364 дней. Это число делилось на 52 недели, или 12 месяцев. Неделя состояла из 7 дней (52*7=364), а месяц – из 30 дней, причём в конце года добавлялось ещё четыре ночи (12*30+4=364), так как годы, как и дни, считались по ночам.

«Они заметили по течению солнца, что лето всё дальше уходит от весны. Но от чего это – не знали. Им неизвестно также было, как поступали прежде в таком случае. Торстейн Сварте из Брейдафьорда предложил прибавить ко всякому седьмому лету по целой неделе и посмотреть, что будет. Предложение принято: по совету лагмана Торкеля и других разумных людей, определено было на будущее время считать год в 365 дней, а високосный, через три лета – четвёртый, в 366». [27]

Время дня скандинавы определяли по сторонам небосклона и ежедневному движению солнца. Небосклон делился на четыре главных и четыре побочных стороны, и они имели общее название – осьмины. Главными осьминами были восточная, южная, западная и северная, побочными - юго-восток, юго-запад, северо-запад и северо-восток. Все они имели свои собственные названия (Стриннгольм их перечисляет). По этим сторонам день делился на 8 частей, каждая из которых, в свою очередь, делилась пополам - итого каждый день состоял из 16 частей.

Каждый день недели также имел своё название, эти названия были связаны с именами богов (причём такая закономерность характерна не только для скандинавов, но и для греков, римлян и индийцев – что в очередной раз доказывает общность их происхождения).

А названия месяцев были связаны уже не с именами богов, а с погодой, с природными явлениями и занятиями людей в соответствующую пору.

Наконец, следует назвать известного исландского астронома Одди. Вот что пишет о нём М. Семёнова: «Около 1000 года Одди изложил результаты своих наблюдений в виде цифровых таблиц; современные исследователи признают его одним из «величайших астрономов, каких знает история», и указывают, что «точностью своих расчётов он значительно превосходил современных ему средневековых учёных».» [28] Упоминает его и Стриннгольм: «Около 1000 года жил в Исландии некто Одд, который благодаря преданиям предков и собственным наблюдениям прекрасно ознакомился с небесным сводом: его астрономическими указаниями руководились при составлении христианского календаря. Он прозван был Звёздным Оддом». [29]


Другое по теме:

«Антропология цельности» прп. Симеона Нового Богослова
В настоящей главе мы рассмотрим иную характерную черту учения об обожении прп. Симеона, состоящую в том, обожение охватывает весь психофизический состав человека: не только душу, но и тело. Это представление об участии человеческого тела в обожении принадлежит библейс ...

Христианство и психология. Враги или союзники
Существует определенная проблема интеграции христианства и психологии. Позволительно ли нам в процессе продвижения развития христианской зрелости через консультирование, брать что-либо из мирской психологической теории и процедур? Возможно, многие из личных проблем, ...