Навигация
Страница 1

В жизни скандинавов море всегда играло огромную роль. В какой-то мере оно являлось для них вторым домом. Люди, за множество поколений привыкшие к скудости земли (в современной Норвегии, например, только 3% территории пригодны для сельского хозяйства) и щедрости океана, «действительно могли сказать о себе знаменитыми словами оперной «Песни Варяжского гостя» (имеется в виду гость из Северных Стран): «Мы в море родились, умрём на море!» Они с детства обучались управляться с вёслами и парусом, делать любую работу на корабле». [30]

«Когда пишут о навигационных познаниях викингов, обычно начинают с того, что у них не было ни компаса, ни хронометра, ни иных «жизненно важных» приборов, – и как только, мол, плавали?» [31]

М. Семёнова обращается к изысканиям этнографов, изучавших другой «морской народ» – полинезийцев. Вот что она пишет: «Капитаны парусных каноэ, точно также не оснащённых ни компасом, ни хронометром, оказались способны с высокой точностью проложить курс, указать местоположение судна и направление на тот или иной остров! Потрясённые учёные начали допытываться, как же им это удаётся. Выяснилось, что темнокожие мореходы в набедренных повязках, не привыкшие доверяться приборам и картам, УМЕЛИ ЧИТАТЬ САМО МОРЕ, словно открытую книгу. По тонким нюансам в форме волн они легко определяли, в какой стороне берег, есть ли подводное течение, и если да, то какой силы. Свечение морской воды указывало им, где проливы, а где суша. Они знали десятки приметных звёзд, и в каком порядке одни заходят, а другие восходят…

Отказывать викингам в подобных познаниях нет никаких причин». [32]

Далее Семёнова упоминает Звёздного Одди и приводит ещё одно свидетельство того, что викинги были прекрасными знатоками моря.

«Один норвежский мореплаватель IX века – звали его Оттар - обогнул Скандинавию с севера и добрался до Белого моря. Его рассказ об этом путешествии написал английский король Альфред, которого Оттар впоследствии посетил. Так вот, современные учёные подвергли рассказ Оттара подробному анализу и сделали вывод: викинги догадывались о вихревой природе циклонов, по крайней мере, великолепно знали, каким образом при прохождении циклона меняется направление ветра. И вовсю пользовались этим к своей выгоде. В частности, у северного побережья Норвегии в IX веке, как и теперь, господствовали северные ветры. Они сильно мешали кораблю Оттара продвигаться вперёд. В принципе, путешественники могли бы пробиться на вёслах, но предпочли сэкономить силы. Они простояли на якоре несколько дней, дожидаясь с Атлантики очередного циклона, который и помог им преодолеть трудный участок пути!» [33]

В заключение – интересный факт: в «Набегах с севера» есть рассказ о том, как в современной Скандинавии реконструкторы построили три корабля по древним чертежам. Все они были оснащены навигационными приборами, дизельными двигателями(!) и каютами. На одном из них дважды пересекли Атлантику, а два других присоединились к плаванию уже у норвежского берега… Но после этого все они попали в шторм, и два драккара затонули (экипаж удалось спасти). «Сколько же таких кораблей тонуло во времена викингов, когда не было такой техники, как сейчас?!» – восклицает автор. Ответим вопросом на вопрос: а стал бы народ мореходов плавать на кораблях, две трети количества которых тонут, как это случилось с современными «драккарами»?! Маловероятно.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Анализ взаимоотношений друзов с представителями других конфессий на Ближнем Востоке
Актуальность анализа взаимоотношений друзов с представителями других конфессий обусловлена высокой степенью вовлеченности друзской общины в сложную систему общественно-политических отношений на Ближнем Востоке. Возрастающий интерес к друзам обусловлен появлением на ме ...

Христианские праздники
Светлое Христово Воскресение Рождество Христово 7 января Крещение Господне 19 января Сретение Господне 15 февраля Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Вход Господень в Иерусалим 24 апреля Вознесение Господне 9 июня День Святой Троицы. Пятидесятница 19 июн ...