Введение.

Ислам

(араб. – предание себя Богу, покорность) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), относящаяся к так называемым авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с христианством и иудаизмом).

Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII

в.

Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570–632

). В возрасте 40

лет (около 610

) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога – Аллаха

, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.

Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда – "посланником Аллаха" ("ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах").

Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее – Медина); со времени этого переселения – хиджры, которое произошло в 622

, начинается летосчисление ислама.

На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии – иудаизм и христианство.

На сегодняшний день мусульманские общины имеются более чем в 120

странах и объединяют более 800 млн.человек. В 35

странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинсто мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Священными городами мусульман являются Мекка

и Медина

.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

Суннизм и шиизм – направления ислама, имеющие наибольшее количество последователей. Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная реакция на его становление. В X

XI

вв.

суннизм приобрёл контуры самостоятельноготечения, которое воспринималось прежде всего как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин “суннит” имеет менее чёткое смысловое наполнение, нежели термин “шиит”, и только в случае использования его в качестве антитезы этому термину становиться действительно значимым.


Другое по теме:

Исследование религиозных и светских ценностных ориентаций у студентов старших курсов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска
При анализе ценностных ориентаций молодежи мы учли действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. На ...

Философско-психологические концепции религии (З. Фрейд, К. Юнг, М. Эллиаде)
З. Фрейд (1856-1939) так же как и его великие современники философы антропологического и социологического направлений отвергал существование сверхъестественного источника религии. «Религия – есть естественный феномен» - пишет З. Фрейд в работе «Будущее одной иллюзии» ...