Теченияия внутри суннизма и шиизма. Течения суннизма

Материалы » Суннизм и Шиизм » Теченияия внутри суннизма и шиизма. Течения суннизма

Суннитское богословие, развивавшееся усилиями немалого количества богословов-философов концентрировало своё внимание на проблемах, в основном касавшихся мировоззренческих аспектов ислама: сотворённость/несотворённость Корана, судьбы людей в загробном мире, свобода воли, взаимоотношений человека с Аллахом. Во многом это были сколастические упражнения учёных богословов. Однако суннитский калам, хотя он возник на базе фикха, был многими корнями связан с правоведением. Задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями всегда была в первую очередь обусловлена решением спорных вопросов религиозно-правогого характера. Для решения этих проблем было выработано несколько методов:

v Рай

– индивидуальное толкование кого-либо из авторитетов ислама;

v Иджма

- согласное мнение богословов — законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов;

v Кияс

- суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями;

v Истислах

– признание возможности изменения некоторых хадислв Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.

В VIII

- IX

вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей: Абу Ханифа (ок. 699-767

), Малик ибн Анас (708/715

-795

), аш-Шафии (767

-820

) и Ибн Ханбаль (780

-855

)). Ханифизм руководствуется в основном раем и киясом, также не отрицает иджму и истислах (им пользуется меньше всего); маликизм руководствуестя истислахом, но не отрицает рай и иджму; шафиизм руководствуется иджмой и истислахом; ханибализм - раем, иджмой и киясом. Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие три школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения.В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пкистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Северной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка распространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет, они мирно сосуществуют, хотя и спорят друг с другом по вопросам права, методики и обрядности.

В VIII

- IX

вв. в суннизме возникло мутазилитское

течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX

века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.


Другое по теме:

Анализ возможных объяснений
Нет сомнений в том, что любимым учеником в канонической версии Четвёртого Евангелия является неизвестный ученик-мужчина. Кроме того, как мы уже видели, документы Библиотеки Наг-Хаммади отражают устойчивую традицию, неоднократно называющую Марию Магдалину тем учеником, ...

Притча о десяти девах (Матф. 25:1-13)
В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и «Сынов брачных» (Иоан. 3:29; Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему навстречу со светильниками в рука ...