Теченияия внутри суннизма и шиизма. Течения суннизма
Суннитское богословие, развивавшееся усилиями немалого количества богословов-философов концентрировало своё внимание на проблемах, в основном касавшихся мировоззренческих аспектов ислама: сотворённость/несотворённость Корана, судьбы людей в загробном мире, свобода воли, взаимоотношений человека с Аллахом. Во многом это были сколастические упражнения учёных богословов. Однако суннитский калам, хотя он возник на базе фикха, был многими корнями связан с правоведением. Задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями всегда была в первую очередь обусловлена решением спорных вопросов религиозно-правогого характера. Для решения этих проблем было выработано несколько методов:
v Рай
– индивидуальное толкование кого-либо из авторитетов ислама;
v Иджма
- согласное мнение богословов — законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов;
v Кияс
- суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями;
v Истислах
– признание возможности изменения некоторых хадислв Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.
В VIII
- IX
вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей: Абу Ханифа (ок. 699-767
), Малик ибн Анас (708/715
-795
), аш-Шафии (767
-820
) и Ибн Ханбаль (780
-855
)). Ханифизм руководствуется в основном раем и киясом, также не отрицает иджму и истислах (им пользуется меньше всего); маликизм руководствуестя истислахом, но не отрицает рай и иджму; шафиизм руководствуется иджмой и истислахом; ханибализм - раем, иджмой и киясом. Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие три школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения.В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пкистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Северной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка распространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет, они мирно сосуществуют, хотя и спорят друг с другом по вопросам права, методики и обрядности.
В VIII
- IX
вв. в суннизме возникло мутазилитское
течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX
века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.
Другое по теме:
Близкие мотивы в мифах
народов Севера, Европы и Ближнего Востока. Культ Владыки Дня – где он мог
возникнуть?
Зададимся вопросом, при каких условиях и где мог сформироваться культ Бога Дневного Сияющего Неба или, точнее, Владыки Дня. У земледельцев, как правило, развивается культ Солнца (или бога, который управляет движением Солнца или которому оно подчиняется) - и в этом ест ...
Соответствия с
археологическим данными
Вероятно, именно с этой территории шло распространение Культуры колоколовидных кубков во II тыс. до н.э. Носители этой культуры неожиданно появились на юге Пиренейского полуострова и распространились до Южной Скандинавии. Вместе с ними в Западной Европе впервые появил ...