Ислам в условиях развития буржуазных отношений на Ближнем Востоке
Страница 6

Материалы » Ислам в условиях развития буржуазных отношений на Ближнем Востоке

Некоторую роль в привлечении масс к бабидскому движению сыграло и то упрощение культа, которое оно прокламировало: им отменялись молитвенные собрания, пятикратная ежедневная молитва и другие обременительные культовые предписания, отягчавшие и без того тяжелую жизнь социальных низов.

Следует отметить ряд прогрессивных требований, выдвигавшихся бабизмом в отношении реформы быта, положения женщины, семейного права и т. д. Видимо, инициатива здесь принадлежала одной из руководительниц движения, Захре-ханум, которая требовала уничтожения женского неравноправия, отмены многоженства и других мусульманских обычаев и установлений, унижающих женщину. Как и многие другие бабидские требования, эти тоже шли по линии антифеодальных буржуазно-демократических преобразований.

В 1847 г. Баб был арестован шахскими властями и отправлен в Тегеран. Во время его заключения в 1848 г. разразились народные восстания под бабидскими лозунгами в разных районах Ирана. Повстанцы оказывали шахским войскам упорное сопротивление. В разгар восстаний летом 1850 г. Баб был казнен. Но повстанческое движение продолжалось и переросло в гражданскую войну. После казни Баба мулла Мухаммед Али объявил себя его преемником. В разгоревшейся борьбе он проявил несравненно больше энергии, чем Баб. Тем не менее к 1852 г. все восстания на территории Ирана были подавлены.

Размахом движения были напуганы не только иранские феодалы, но и среднее и мелкое купечество, идеология которого была в какой-то мере выражена бабизмом. Реакционные настроения среди молодой иранской буржуазии, особенно в тех ее кругах, которые были тесно связаны с иностранным капиталом (компрадоры), достигли своего апогея. У неимущих и эксплуатируемых поражение бабидского движения вызвало разочарование и апатию. В сложившейся обстановке возникло и развилось религиозное движение, пришедшее на смену бабизму,— бехаизм.

Среди последователей Баба был Яхья, которому пророк из тюрьмы передал свои рукописи и некоторые личные вещи, сопроводив это наставлением — дописать недостающие в «Бейяне» восемь глав. Сторонники Яхьи цитируют данное якобы ему Бабом указание: если явится на свет «тот, кого проявит господь» в качестве последнего пророка, то он, Яхья, должен отменить «Бейян» и взять на себя полное руководство всем движением. Вышеизложенное следовало понимать так, что «проявленным» будет сам Яхья, и этого было достаточно для того, чтобы он переименовал себя в Субх-е Эзеля, что означает «утро вечности». Из Тегерана, где шла беспощадная расправа с деятелями бабизма, Утро вечности сумело перебраться в Багдад, чтобы там, на территории, подвластной не Ирану, а Турции, вновь сколачивать бабидские общины.

Но у Субх-е Эзеля был старший брат Хусейн Али, также принимавший участие в бабидском движении и сумевший, отбыв несколько месяцев тюремного заключения после событий 1852 г., при невыясненных обстоятельствах тоже бежать в Багдад. Он присвоил себе имя Бехауллы, что означает «блеск бога», и объявил, что только он может претендовать на роль наследника Баба. Началось долголетнее соперничество между братьями, доходившее до взаимной организации покушений на жизнь соперника. Турецкое правительство сочло целесообразным перевести обоих братьев сначала в Стамбул, а потом в Адрианополь, рассчитывая на то, что в среде суннитского населения им не удастся развернуть успешную деятельность. Продолжавшиеся раздоры между Субх-е Эзелем и Беха-уллой вынудили турецкое правительство расселить их: первый поселился на Кипре, а второй — в Палестине.

Деятельность Бехауллы была более успешной, чем его младшего брата. Новое религиозное движение получило название от его имени — бехаизм.

Причины того, что в борьбе между братьями победил старший, объясняются тем, что пропагандировавшаяся им религиозная идеология больше соответствовала исторической обстановке. Субх-е Эзель оставался на позициях бабиэма с его демократическими тенденциями и воинственным духом. Бехаулла же выступил с новых позиций, которые больше устраивали господствующие классы Ирана, в особенности компрадорскую буржуазию. Его учение как в догматической части, так в этическом и социально-политическом планах нашло отражение в новой священной книге — «Китабе Акдес», что означает «священнейшая книга». Помимо нее Бехаулла излагал свое учение в специальных посланиях — лаухах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Главнейшие обрядовые отличия старообрядческой церкви от преобразованной согласно постановлениям Собора 1667г
1. Крестное знамение при осенений самого себя крестом: двуперстное вм. троеперстия. 2. Аллилуйя. Сугубая вм. трегубой. 3. Крест. Исключительно 8-конечный; собор же 1667 г. допускает три формы безразлично: 4-х, 6-ти и 8 -конечную. 4. Число просфор на проскомидии. С ...

Наука и искусство. Календарь
Зачатки астрономии скандинавы принесли с собою с востока. Об этом свидетельствуют схожие сюжеты мифов, где посредством аллегорий передаются знания по астрономии. Знамениты строки стихотворения «Речи Гримнира», где говорится, что в день Рагнарёк из 540 врат Вальхаллы в ...