Единогласие и многогласие

Материалы » Церковная реформа Никона » Единогласие и многогласие

Церковный устав, введенный в Русскую церковь, был позаимствован из восточных, самых строгих монастырей; там он применялся только в монастырях, у нас же его ввели, кроме того, в приходских церквах. Согласно этому уставу, необходимо было вычитать и пропеть без всяких пропусков все, что в нем полагалось. Церковная служба поэтому была очень длинная, утомительная, и, во внимание к немощи мирских людей, ради снисхождения к их житейским заботам, стали совершать ее разом, несколькими голосами: стали употреблять многогласие, т.е. единовременно петь положенное по уставу в несколько голосов сразу: «Один пел, другой в это время читал, третий говорил эктении или возгласы, или читали сразу в несколько голосов и каждый свое особое, не обращал внимания на других, и даже стараясь перекричать». Устав при этом, действительно, соблюдался полностью, в нем ничего не пропускалось, но такая служба вместо назидания приучала к механическому, бессмысленному отправлению. «Многие из народа стали смотреть на посещение церкви, как на одну формальность, и не только во время богослужения держали себя крайне непристойно, что чуть ли не сделалось общим правилом, но и старались ходить в те именно церкви, где служба, ради многогласия, совершалась с особой скоростью. Со своей стороны, духовенство, желая заманить в свои храмы побольше народу доводило скорость церковных служб до крайности, дозволяя в храме читать единовременно голосов в шесть и больше». Введенное Никоном единогласие удлинило церковную службу, зато сделало ее благопристойнее и осмысленнее. Единогласие восторжествовало.


Другое по теме:

Богословие Неплюева Н.Н.
В некоторых исследованиях значение и ценность Неплюева Н.Н., как религиозного философа и богослова несправедливо принижены. Особо акцентируют внимание на попытке Неплюева Н.Н. осуществить Царство Божие, его попытке осуществить христианские начала жизни в братских общи ...

Мифология и религия
Строгой разграничительной линии между мифологией и религией нет. Многие историки полагают, что уже самые древние мифы можно считать первой исторической формой религии. Так, Л. Я. Штернберг выделял три ступени развития религии в первобытные времена: 1) вера в одушевлен ...