Отличия в тексте богослужебных книг

Материалы » Церковная реформа Никона » Отличия в тексте богослужебных книг

10. Молитва Господня. «Отче наш . и остави нам долги наша, яко и мы оставляем . и невоведи нас во искушение». Вместо: «якоже и мы . и не введи нас во искужение».

11. Символ веры. «Верую во единого Бога . И во единого Господа Исуса Христа . рожденна, а несотворенна . и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Мария Девы . Распята же за ны . и воскресша во третий день по писаниих. Его же царствию несть конца . И в Духа Святого истинного и животворящего». Вместо: «Иисуса Христа . рожденна, несотворенна . сшедшего с небес . Марии Девы . Распятого за ны . и воскресшего в . по писаниям . Ею же царствию не будет конца . И в Духа Святого животворящего».

12. Молитва Деве Марии. «Богородица, Дево, радуйся обрадованная Мария . яко родила еси Христа Спаса». Вместо: «Богородица, Дево, радуйся, благодатная Мария . яко Спаса родила еси».

13. Исус (по Стоглаву) — Иисус (собор 1667 г.).

14. Псалом «Да воскреснет Бог». «Да воскреснет Бог и разыдутся врази его» вм. «да расточатся врази его».

15. Пасхальная молитва. «Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступив и гробным живот даровав» вм. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

16. На ектений: День весь совершен, снят, мирен, безгрешен испросивше себе и друг другу и весь живот наш Христу Богу предадим»; и еще: «единение веры и причастие Св. духа испросивше себе и друг другу и весь живот наш Христу Богу предадим», вместо: «сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» (в обоих случаях).

Можно указать на два нововведения патр. Никона, не удержавшиеся и собором 1667 г. отмененные:

1. Молитва Иисусова. Старую форму: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» Никон заменил было другой: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

2. Освящение воды на празднике Крещения Господни (6 января) совершалось дважды: накануне, в навечерии, в церкви, и потом в самый день праздника, на реке.

Никон же постановил освящать ее только один раз, накануне, и притом на реке.


Другое по теме:

Нагуализм
Нагуализм – культ личных духов-покровителей. Он является выражением распада общинных связей, выделения отдельной личности в хозяйственной сфере. Существенными чертами нагуализма являются индивидуальное отношение человека к миру, приобретение им личного покровителя (ж ...

Взаимосвязь Знания и Веры с древности до Нового времени. (X-XIX вв.)
Религия – сложнейшее явление истории культуры человечества. Пройдя на своем пути развития сотни тысяч лет, она сложилась как сложнейший духовный и культурный феномен человечества, изучение и толкование которого в настоящее время возможно только с позиций ряда научных ...