Заключение

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести: освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

В заключении можно сделать вывод, что реформа Никона была в то время необходима. Она увела Русскую Православную Церковь от изоляции и объединила с Вселенской Православной Церковью. Ввела Московское государство в общность Европейских стран. Таким образом создала предпосылки для реформ Петра I. А также дала предпосылки для развития и появления духовной теологической мысли на Руси.


Другое по теме:

Дуне Скот: доказательство, основанное на порождаемости
Иоанн Дуне Скот (1265-1308) видоизменил доказательство Фомы Аквинского в двух важных аспектах. Во-первых, оно исходит из понятия порождаемости (свойства быть порождаемыми) существ, а не просто порождаемых существ. Во-вторых, Скот усиливает доказательство в части отриц ...

Любовь
«Любовь» (греч. «агапе») – заботу и стремление к высшему благу другого без мотивов личной выгоды: (Римлянам 5:5: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»; 1 Коринфянам 13:4-8: «Любовь долготерпит, милосердствует ...