Лжемессии
В XVII в. Польско-Литовское государство, где проживало большинство приверженцев иудаизма всего мира, вступило в полосу упадка острого социального и национального кризиса. Во время этих потрясений и особенно казацко-крестьянской войны, которая велась под религиозным лозунгом «защиты православия» сильно пострадали еврейские общины. Масса людей было убито, стало жертвой голода и эпидемий, бежало или было уведено в плен, в частности союзниками казаков - крымскими татарами. Чудом уцелевшие общины были разорены, и вся старая кабальная система так и не смогла восстановиться в прежнем виде. Во всем тогдашнем еврейском мире эти катастрофические события произвели впечатление приближающегося конца мира. Одним из последствий таких настроений было возникновение мессианского движения. Такая попытка была предпринята Саббатаем (Шабтаем) Цви (1626 - 1676 гг.). Цви уверовал, что катастрофа польского еврейства является предвестником этого конца и что именно он помазанник Божий, и должен свергнуть власть султана над Святой Землей, а также восстановить, согласно пророчеству, Израильское царство и стать его царем. Ему удалось завоевать восторженное доверие большого числа евреев Турции, Северной Африки и стран Европы, особенно Польши, Литвы и Украины. Основной принцип их веры выражается формулой: «Нет Бога, кроме Бога и Саббатай Цви пророк его». Они верят, что настанет время, когда все евреи уверуют в их пророка. Во внутренней жизни они соблюдаются законы Моисея и еврейского права. Эта небольшая по численности (около 10 -15 тыс. чел.) тайная секта сохранилась до нашего времени под названием «денме» (по-турецки - вероотступники).
Другое лжемессианское движение, идеологически в известной мере связанное с саббатианством, возникло в Польше. Его основателем был Яков Франк (1726 - 1791 гг.), он полагал, что теперь нет необходимости в сохранении еврейской нации. Он его сторонники выступили против аскетических законов Талмуда и провозглашали, что человеческие страсти являются искрами Божьими, находящиеся в душах людей. Если не давать им выхода, то это будет препятствовать божественной гармонии. Такие взгляды, содержащие проповедь аморализма, встретили решительный отпор. В спорах с раввинами Франк и его сторонники провозгласили борьбу с Талмудом, клеветнически утверждая даже, что он разрешает проливать кровь христиан, а сами франкисты якобы придерживаются только книги Зогар. Католическое духовенство активно поддержало сектантов, и, в конце – концов, Франк и его последователи перешли в католичество, причем крестным отцом Франка был король Август III. Секта скоро перестала быть религиозным явлением и прекратила свое существование бесследно.
Другое по теме:
Вывод для проповеди и ученичества
При подготовке проповеди, несомненно, нужно учитывать, к какой возрастной группе она обращена. Так, лица старшего возраста уже имеют сложившийся образ мыслей, их мир образов и ценностей уже устоялся. Поэтому, попадая в церковь, они ищут не нового, а подтверждения слож ...
Религия и культура у кыргызов. Духовная культура эпохи
разложения первобытного общества
Завершение процесса сапиентации и возникновение общинно родового строя способствовали развитию не только социальной , но и духовной жизни первобытного человечества. Возникновение различных видов этнографического искусства способствовали появлению духовной культуры.[6] ...