Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле
Страница 2

Материалы » Православие на Смоленьщине » Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле

Скорее всего, смерть Бориса и Глеба была их евангельским подвигом, то есть торжеством евангельской идеи вольной жертвы за Христа.

Идея добровольной жертвы очищена как от мотива послушания младших братьев старшему, так и от мотива отважного выполнения долга. Подвиг непротивления есть национальная черта русских святых, подлинное религиозное открытии новокрещенного народа. Через житие Бориса и Глеба евангельский образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа как святая святых его духовного мира.

К середин 9 века на Руси начинают активно развиваться монастыри. Самым известным из них становится Печерская обитель преподобных Антония и Феодосия в Киеве. Среди первых святых подвижников Киево-Печерского монастыря были и выходцы из Смоленской земли- преподобные Исаакий и Прохор- лебедник.

Преподобный Исаакий (в миру- чернь) до пострижения был богатым купцом в северном смоленском городе Торопец. Раздав свое имение нищим, он пришел в Киев, где принял постриг от преподобного Антония. После этого он удалился в затвор, ведя строгую аскетическую и молитвенную жизнь. Питался он через день и только просфорами. Через 7 лет своего подвижничества святой Исаакий испытал тяжкие искушения от дьявола. Приняв духа злобы за Христа, он поклонился ему и после этого впал в тяжелое расслабление.

По выздоровлении преподобный Исаакий принял подвиг юродства, смирено перенося побои, наготу, холод. Перед кончиной он снова ушел в затвор, где подвергся новому нашествию бесов, от которых избавлялся крестным знамением и молитвой. После своего исцеления преподобный Исаакий провел в подвигах около 20 лет. Скончался он около 1090 года. Память преподобного Исаакия совершается 14/27 февраля.

Несколько позже в Печерской лавре подвизался преподобный Прохор. Он был уроженцем самого Смоленска. Постриг он принял в 1090 годах. Преподобный Прохор был великим подвижником. По великому воздержанию он употреблял вместо хлеба в пищу лебеду и за это получил прозвание «Лебедник». Когда на Руси наступил голод, Прохор собирал лебеду, готовил из нее хлеб и раздавал нуждающимся.

Однажды в Киеве исчезала соль, и от этого сильно страдал простой люд. Преподобный начал собирать золу из монастырских келий, и по его молитве она превращалась в соль, которую он затем раздавал нуждающимся. Продавцы соли, рассчитывавшие на наживу, обратились к князю Святополку (1093-1113 гг.) с просьбой отобрать у Прохора эту соль, но когда ее принесли на княжеский двор, она превратилась в золу. Святополк приказал её выбросить. Преподобный благословил людей брать эту золу, и она чудесным образом снова превратилась а соль. Чудо произвело огромное впечатление на князя. Он стал усердно молится, помирился с игуменом Печерского монастыря и очень почитал преподобного Прохора.

Память преподобного Прохора - лебедника совершается 10/23 февраля, 28 сентября/11 октября и во вторую неделю Великого поста.

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский Чудотворец родился в начале 9 века в «урочище» Вязьма на улице Ольшанской (ныне улица Урицкого). По преданию, он происходил из рода вяземских купцов Сырейщиков, отличавшихся особенной религиозностью.

В это время в Вязьме уже было несколько православных храмов. Скромный, добрый, целомудренный, свою высокую подвижническую жизнь он прикрывал трудным подвигом юродивого Христа ради. Удивляя вязьмичей простотой и незнанием мирских дел, в мыслях Блаженный Аркадий постоянно «пребывал в Боге». Жил он где придется, питался подаянием. Часто Блаженный Аркадий молился ночью на большом камне в уединенном в те времена, поросшем лесом месте на высоком берегу реки Вязьмы.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Зороастризм в древнем Иране
Специалисты полагают, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверцев и только постепенно, со временем, последователями нового учения становились адепты маздеизма из касты магов. Им ...

Отличительные особенности мусульманского права
Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического з ...