Религия как символическая система. Ее дифференциация и основные типы в истории (Р.Белла)

Материалы » Социология религии » Религия как символическая система. Ее дифференциация и основные типы в истории (Р.Белла)

Кратко: Белла, опираясь на идеи Парсонса предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный этап. Определив религию как совокупность символических форм соотносящих человека с конечными условиями существования, Белла обращает внимание на то, что нет такой «совокупности символических форм», которая выполняла бы функции религии для всех людей.

1.

ПРИМИТИВНАЯ РЕЛИГИЯ исчерпывается двумя символическими формами – ритуалом и мифом. Еще не существует религия одной организации. В ритуале «всегда» становится «сейчас» практически исчезает дистанция между человеком и мифическими существами. Ритуальная деятельность укрепляет солидарность сообщества и способствует приобщению молодежи нормам поведения племени (поддержание традиции. 3 подтипа: индивидуалистический, шаманистский и общинный). Эта форма религии не связана с участием в заданном ритуальном действии группы, не нуждается в услугах религиозных специалистов.

2.

АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ – появляется организация религиозной деятельности в виде культа, с комплексом богов, жрецов, богослужений, жертвоприношений, часто с обожествляемой или первоосвященической царской властью. Верования начинают приобретать авторитетный характер.

3.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ. Важнейшие общие черты; а)идея единого Бога; б) универсальность; в) религиозное действие – это действие, необходимое для спасения; г) дифференциация религиозной организации от других форм соц. организации, большая или меньшая независимость от прочих структур прежде всего – политической.

4.

РАННЕСОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ протестантизм эпохи Реформации и др. похожие движения. Сдвиг в сторону посюстороннего мира в качестве главной сферы религиозного действия, спасение надо искать не в бегстве от мира, а в мирской деятельности. Вера – прямая связь человека с Богом; «всеобщесвященства». Роль религии в обществе резко возрастает.

5.

СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ Начало просветительский деизм Кантовская «религия в пределах только разума. Характеризуется возрастающим индивидуализмом; носителем веры является личность, берущая на себя функцию контроля символических систем интерпретации догм; ответственная за себя и нахождение смысла своей жизни.


Другое по теме:

Рекомендации на уровне личной жизни
Мы имеем руководство Слова Божия для того, чтобы правильно и мудро поступать в личной жизни. Каждый из нас, как отдельный верующий, едва ли избежит встречи с представителями культов и мировых религий. В том или ином случае, нам нужно будет решать, что отвечать и что д ...

Праздники
Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покаяния и ...