«Новые религии», их особенности и социальное значение

Материалы » Социология религии » «Новые религии», их особенности и социальное значение

Новые Религии

Религии, созданные в новое время. Четкая нижняя граница времени создания новой религии отсутствует, но ориентировочно распространяется до периода Реформации. Основное отличие новой религии от разного рода течений, сект и синкретических религий - то, что новая религия не имеет в своей основе никакого уже имеющегося вероучения или культа. Новые религии

В последнее время к "проблеме культов" привлечено серьезное внимание и в европейских странах, и в европейских научных организациях. В некоторых европейских странах эта проблема была подвергнута внимательному рассмотрению специальными комиссиями, назначенными парламентами, и она послужила основной причиной радикального изменения российского религиозного законодательства.

Наиболее распространенным основанием для столь драматического восприятия этой проблемы является ощущение угрозы, ассоциирующейся с антиобщественными и незаконными действиями некоторых новых религий, с актами массовых самоубийств и с гипотетическим общим ростом влияния культов (проявляющимся в растущей численности, расширяющихся политических связях и т.д.).

Однако были также выдвинуты некоторые чрезвычайно важные соображения против того, чтобы предпринимать поспешные действия с целью ограничения деятельности новых религиозных движений (НРД) в Европе. В первую очередь, любые изменения в законодательстве не должны конфликтовать с фундаментальными правами - свободой совести и вероисповедания, гарантированными Европейскими конвенциями по правам человека. Во-вторых, с юридической точки зрения, было бы крайне сложно дать какое бы то ни было техническое определение "культа", которое не поставило бы под угрозу законную деятельность сотен религиозных меньшинств. Наконец, встал вопрос, является ли наше знание феномена культов в целом и причин беспокоящих нас аспектов некоторых культов в частности достаточным для принятия специальных мер. Кроме того, международная научная общественность подвергла суровой критике отчеты, представленные вышеупомянутыми парламентскими комиссиями.

В свете вышесказанного не остается сомнений, что, если деятельность культов в Европе стала предметом общественного беспокойства, то это должно привести к (а) надлежащему изучению этого феномена (или феноменов) в разных странах, (б) сбору информации по разным странам и (в) выводам и предложению конкретных мер, базирующихся на надлежащей научной и юридической основе.

Однако мы должны отдавать себе отчет в опасности того, что информация может быть недостоверна в связи с тем, что проблема одной страны может быть неверно воспринята в других странах; более того, иногда мы можем не иметь представления о том, что данная информация исходит их связанных между собой источников и несет в себе сходное (если не одно и то же) предубеждение. Это утверждение особенно верно, когда все новые религии априори определяются как опасные культы, и любое поведенческое отклонение любого их члена рассматривается как еще одно подтверждение тому.


Другое по теме:

Боги славян
С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жесткость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось на жертвоприношение коня, а позднее чучела. Славянские боги земледельческой поры ...

Теоретическая часть. Ранние формы религии. Доязыческие культы. Древнейшие культы
Безусловно, основой для возникновения самых первых мифологических представлений человека были природные инстинкты,заложенные в нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных культах* запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных си ...