Исследование религиозных и светских ценностных ориентаций у студентов старших курсов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска
Страница 1

Материалы » Религия как социальный институт » Исследование религиозных и светских ценностных ориентаций у студентов старших курсов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска

При анализе ценностных ориентаций молодежи мы учли действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

В конечном счете, традиционные ценности (особенно, когда речь идет о тоталитарном, авторитарном обществе) — это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мысли и жизни родителей. Это вероятно связано с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне — конкретные родители влияют на своих детей. На уровне поколений — молодое поколение в целом, так или иначе, воспринимает ценности старшего поколения. Но со временем, присущая молодому сознанию ломка ценностных ориентаций всё больше и больше высвобождает их от стереотипов старшего поколения и формирует в их сознании новое. Юность это время интенсивного строительства мировоззрения молодых людей и здесь бывает много динамики, перестройки, изменений и прочих движений. И у каждого типа людей свой тип сознания (ТИМ – тип информационного метаболизма – психики человека) и каждый тип сознания формируется в соответствии со своей программой заключённой создателем в ДНК.

Авторы исследования пытались сделать максимально открытым для студентов: опросный лист имел только открытые вопросы (см. приложения), а при заполнении опросных листов соблюдалась тишина и дисциплина [13, с.154]

Всего опрошено 270 человек из них девушек 157 (58%), юношей 113 (42%) в возрасте от 20 до 30 лет. Опрос проводился в 6 учебных заведениях г. Нижнекамска. (Приложение Б)

Самая солидная группа – это группа верующих: а) в Бога 145 студентов (54%), и б) в Аллаха 38 студента (14%):

1. Среди верующих в Бога 105 девушек (39%) и 39 юношей (14.5%) от всей совокупности или 65% от всех верующих (девушки) и соответственно 27% юношей.

Показатель духовной посвещённости или степень богоугодности жизни верующих в Бога респондентов (Приложение В, табл. 1).

Расшифровка:

Высокая степень выраженности духовной и богоугодной жизни – это сильная приверженность (лат.fanaticus – фанатизм), стремление угодить объекту своей веры так, чтобы быть достойным попасть в рай или небесное царство. Данная категория специалистов могут быть ярчайшими идеологами религиозных ценностей в нашем обществе.

Средняя степень выраженности к богоугодной жизни – это достаточно высоконравственная, ответственная жизнь без сильной приставки «для Бога». Это «нравственный костяк общества» нашего города, поскольку они ориентированы на построение карьеры, развитие гражданского общества и усиление демократических норм и ценностей в нашем обществе. Данной категории следует доверить основные рычаги управления, для развития экономики, социальной, культурной и духовной сфер нашего города.

Низкая выраженность к богоугодной жизни – эта группа находится в поиске своего социального, профессионального и духовного лица, а также тех моральных ценностей, которых они хотели бы придерживаются. Вероятно, данная категория студентов нуждается в лучшей мотивации к своей профессиональной деятельности и обретения своего социального «Я». Эта категория нуждается в поддержке со стороны более опытных и мудрых взрослых, они более податливы и восприимчивы к их наставлениям, поскольку в своё время, они либо не получили их, либо не имели такой необходимости. Группа хорошего потенциала, который необходимо развивать и в этом им могут помочь взрослые, но только те которых они сами себе изберут в наставники!

2. Группа верующих в Аллаха: вероятно, здесь были охвачены те из татар-мусульман, которые более чётко осознают свою именно мусульманскую традицию, чем скажем татары, мало охваченные влиянием ислама на их веру и мировоззрение. Вероятно, таковые отвечали вместо «Аллах» – «Бог» и вошли в первую группы студентов.

Верующих в Аллаха, всего: 38 студентов. Юноши – 18 человек (6,5%) и девушки –20 (7.5%) от всех опрошенных и (9,8%) и (11%) от всех верующих в Бога и Аллаха.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Идеологические и воспитательные основы ислама
Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические и воспитательные основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов [4, c. 28]: · Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых яв ...

Три поворота Колеса Дхармы
Содержание трёх поворотов Колеса Дхармы вкратце следующее: 1. В первом повороте Будда объяснял Четыре Благородные Истины, которые, с одной стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования и причины этого, и, с другой стороны, объясняют также и освоб ...