Памятники религии Шанской эпохи

Материалы » Религии Китая » Памятники религии Шанской эпохи

Памятники Древнейшие археологические и письменные источники, касающиеся религии Китая, относятся ко второму тысячелетию до н. э., к периоду Шанской (Иньской) династии, то есть ко времени господства племени шан (инь). То была пора зарождения примитивного патриархально-рабовладельческого государства, где еще крепко держались родовые отношения. От той поры сохранились многочисленные гадальные кости: лопатки животных и черепашьи щитки, найденные (начиная с 1899 г.) близ деревни Сяотунь, уезда Аньян, Хэнаньской провинции, где когда-то был центр шанского государства. Костей найдено свыше 100 тысяч. Около 30 процентов из них покрыты древнейшими китайскими иероглифами, с трудом поддающимися чтению. Надписи кратки и большей частью содержат в себе вопрос, на который гадающий хотел получить ответ. Вопросы касаются земледелия, погоды, войны, охоты, жертвоприношений и пр. Видимо, лопатку или щит черепахи, с надписью или без нее, бросали в огонь, и затем жрец-гадатель по форме образующихся трещин давал ответ; этот способ и теперь известен многим народам Азии. В надписях часто упоминается «бог» (ди или шанди), к которому и были обращены вопросы. Например: «В этом году достаточно ли дождя пошлет бог?», «Ван (князь) хочет заложить город, согласится ли с этим бог?» и т. п. Вероятно, это был племенной бог шанов.

Наряду с этим, уже сложившимся представлением о божестве сохранялись, видимо, и более архаические, тотемиче-ские верования. Из текстов позднейшего времени можно сделать предположение, что шаны считали своим тотемом птицу сюаньняо (ласточку?). Советский китаевед Г. Г. Стратанович обнаружил в источниках и еще целый ряд указаний на тотемические верования древних китайцев. На тех же гадальных костях, например, встречаются надписи с тотемическими названиями племен: племя лошади, племя собаки, племя овцы. Тотемами были, видимо, и животные и растения — позже они фигурировали в фольклоре, в религиозной символике.

Есть сведения о существовании жрецов-профессионалов, притом разных специальностей: бу — гадатели, ши — ведшие погодные записи, у — кудесники, чжу — богомольцы, то есть, вероятно, жертвоприносители.

В религиозных верованиях и обрядах иньцев резко отразилось классовое расслоение. Умершие цари и князья хоронились с большой пышностью, вместе с ними клали в гробницу тела их убитых (принесенных в жертву) рабов. Все же о религии шань-инь наши сведения очень скудны.


Другое по теме:

Влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе
Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество [6, c. 132]. ...

О личности человеческой
В своей работе «Богословское понимание человеческой личности» В.Н. Лосский задается вопросом, отразилось ли троическое богословие в христианской антропологии; раскрыло ли оно новое измерение «личностного», обнаружив понятие ипостаси человеческой, также несводимой к ур ...