Пантеон
Страница 1

С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назы­вались дайва (древнеинд. дэва), а другой – асура (авест. ахура, древ­неинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]

Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является ха­рактерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической рели­гией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части – добро и зло.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевий­ском варианте и Ормузд – в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовер­жец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, та­кие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершен­ство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследова­телей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет сле­дующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в челове­ческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях – боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешитель­ность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разо­злились». [5,с. 80]

Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (Святого Духа) со­творил шесть божеств - «бессмертных святых». Это были Воху-Мана (Бахман) — покровитель скота и одновременно Добрая Мысль, Аша Вахишта (Ордибехешт) — покровитель огня и Праведность, Хшатра Варья (Шахривар) — покровитель металла и Избранная Власть, Спента Армаити — покровитель Земли и Благочестие, Хаурватат (Хордад) — покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) — покровитель растений и Бессмертие. Кроме того, у Ахура-Мазды были божества-спутники: Митра, Апам Напати (Варуна) — Внук вод, Сраоши — Послушание, Внимание и Дисциплина, и Аши — богиня Судьбы. Все эти боги под предводительством Ахура-Мазды стреми­лись к победе сил добра над силами зла.

Что же касается злых божеств, то в их главе стоял антипод Ахура-Мазды - Ангра-Майнью, олицетворявший собой всё тёмное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни, старость, зиму, пус­тыни . Согласно представлениям древних персов, он действует через свое воинство – дэвов. Именно он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Какого-либо изображения демонов зла в древнепер­сидской религии не было; они считались бесплотными. Злые силы жили, как считали персы, где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на лю­дей 9999 болезней, лечение которых рассматривалось как изгнание злых сил. Он насылал на людей также и смерть, которая, согласно зо­роастризму, являлась победой злых сил, и чем праведнее был умер­ший при жизни, тем большей была победа. Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая нашла своё отражение в их по­гребальном обряде.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Анализ учения Никши
Никша – ни что иное, имя человека, которому открылось божественное, обретаемое трезвенным просветлением, очищением. Это определение Бога созвучно данному в Новом Завете. Никша - абсолютно трезвое состояние духа, дающее осознание опасности кометного и метеоритного кос ...

Русская жизнь и искусство
Русская жизнь, русский быт были в XIX в. тесно связаны и с искусством, и с религией. Все это наполняло их высокой ду­ховностью и целесообразностью, что проявлялось и в системе образования, и в семейных отношениях, и в проведении рус­ских религиозных праздников. Прекр ...