Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?

Материалы » Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше » Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?

Как уже упоминалось во Введении, историчность личности Зороастра до сих пор является предметом многочисленных споров среди учёных. В самом деле, до нас дошли такие немногочисленные и противоречивые сведения о пророке, что доказать их достоверность, а, следовательно, и реальность Зороастра нелегко.

Однако в настоящее время большинство исследователей склонно считать, что Зороастр не являлся вымышленным или мифологическим лицом.

По этому поводу С.Н.Соколов пишет: «Историчность личности Заратуштры иногда подвергается сомнению, которое возникает не столько из исследования конкретного исторического материала, сколько из априорной тенденции к гиперкритике. Зороастрийская традиция украсила биографию Заратуштры «чудесами», находящими себе параллели в сказаниях и мифах других народов. Мифический образ Заратуштры – результат работы воображения последующих поколений эпохи расцвета зороастрийской церкви, в основе же его лежит, вероятнее всего, реальная личность». [2, с.8 - 9]

Похожую мысль высказывает также и Р.Фрай: «Почти несомненно, что Заратуштра не является плодом фантазии, а что он действительно существовал. Доводы о том, что его выдумали для того, чтобы было кого противопоставить пророкам других религий, или что Авеста является позднейшей подделкой, совершенно неосновательны, и нам достаточно придерживаться исторических фактов, чтобы отвергнуть эти доводы. Имя, которое носил пророк, также внушает доверие – такое имя вполне могло существовать в древности в одной из областей Ирана. [Подробнее об имени пророка мы поговорим чуть позже]. Однако это не помогает нам восстановить историю жизни Зороастра, особенно время и место его деятельности. Мы должны обратиться прежде всего к Гатам – предположительно речам самого пророка – и к более поздним источникам, привлечь также соображения общего характера и таким образом попытаться найти для Зороастра место в истории и на карте». [1, с.50]. Этого мнения придерживаются также и многие другие исследователи.

Как видим, среди современных исследователей намечается тенденция относить Заратустру скорее к историческим деятелям, чем к мифологическим персонажам, опираясь в первую очередь на сообщения древнегреческих авторов и современные лингвистических исследований иранских языков и диалектов той эпохи.


Другое по теме:

Создание человека
Итак Бог создал Адама по образу Своему и подобию и поместил его в Райском саду. Однако этот «райский» Адам был пока только образом Божьим, и мы не можем определенно сказать о полном подобии его своему Творцу. Чтобы достигнуть подобия Божьего, нужно было долго (в челов ...

Молитва
Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности в себя. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, прим ...