Введение
Страница 1

Мы же в молитве и служении слова пребудем (Деян.6,4)

(Любимый эпиграф отца Иоанна).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский проходил свой земной путь в эпоху, которая занимает в истории Русской Церкви, да и в гражданской истории России неординарное место. Это было время социально-политических потрясении, с одной стороны, и духовно-религиозного застоя, с другой Конец XIX и начало XX столетия были временем завершения синодального периода в жизни Церкви. В этот период в обществе были поколеблены нравственные устои, посеяно среди народа Божия неверие, попытки поисков других "истин", а порой - в светском обществе - и откровенный атеизм.

Отсутствие Предстоятеля Поместной Церкви, как земного образа Христа, проповедника великих и благодатных милостей, образовало пустоту в церковном организме. И эту пустоту заполнил государственный обер-прокурорский аппарат, который, хотя и был по плоти русским, но по духу - чуждым Церкви.

Это привело к тому, что большинство российского духовенства, и без того скованного социальными узами, к XX столетию перестало быть авторитетом для русского народа, каким оно было в допетровское время. Обездоленное, бедное, не имеющее голоса и прав, полностью зависящее от благотворителей, оно невольно пустило на произвольное развитие нравственный порядок жизни населения России. Западное влияние свободомыслия, гигантское развитие капиталистических форм промышленности, развал патриархальных устоев крестьянства - все это породило в России индифферентное отношение к церковной жизни. Поэтому неслучайно наиболее образованное привилегированное городское духовенство, в лице его передовых представителей, осознавая пагубность состояния духовно-нравственной жизни страны, задумало провести ряд организационных реформ для поднятия авторитета Церкви среди народа, и, в первую очередь, среди интеллигенции. Конец XIX - начало XX века - время назревающих бурь после двухсотлетнего затишья в стане Русской Православной Церкви. Это стремление к реформам, а также острая социальная несправедливость, расслоение на далеко не равные классы стали основными отличительными чертами эпохи протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского).

С развитием многочисленных частных форм владения собственностью большая часть народа вела нищенскую жизнь. Проведенная правительством земельная реформа раскрепостила крестьян, и многие исконные земледельцы стали покидать свои веками обжитые места, увеличивая число рабочих, многие из которых, в силу своего сельского происхождения и необразованности, не смогли достичь успехов в ремесленном деле и тем самым пополнили обездоленные слои чернорабочих. В стране процветали пьянство, воровство, проституция, толпы людей мигрировали из одного места страны в другое. Такое положение простого народа не могло не отразиться на его духовной жизни. Священники не могли, в силу постоянной сменяемости паствы, влиять на духовный уровень своих прихожан. В результате пастырская деятельность пришла в упадок, а духовенство, в особенности сельское, вместе со своей паствой катилось в духовно-нравственную пропасть. Наряду с безрадостным состоянием простого народа те, кого называли "отечества отцами", придавались разгульной, роскошной жизни. Постоянные пирушки, отмежевание от церковных законов - вот образ жизни высших слоев общества того периода.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Исследование религиозных и светских ценностных ориентаций у студентов старших курсов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска
При анализе ценностных ориентаций молодежи мы учли действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. На ...

Влияние православия на творческих и мыслящих людей
Кризис исторического православия и официального богословия, проявившийся в середине Х1Х в., особенно обострился на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В 1892-1896г. Россия раскалывается на два лагеря, потрясенная так называемым «Мултанским делом» (по обвинению группы удмуртов в ...